Реалии в Вышке жесткие
Чем занимаются искусствоведы, кому стоит поступать на исторический факультет Высшей школы экономики и почему нужно быть предпринимателем по жизни, порталу «Учеба.ру» рассказал искусствовед, доцент факультета истории НИУ ВШЭ Санчес Лев Масиель.
Как учили на истфаке МГУ
Я всегда испытывал интерес к прошлому. История лучше всего объясняет человеку, кем он является и откуда взялся. Просто потому, что прошлое помогает нам увидеть человека объемнее и богаче. Я и в десять лет так рассуждал. Любил поговорить с пожилыми людьми, бабушкой например, разузнать о ее советском и досоветском прошлом, объяснить себе, почему они так или иначе реагируют на вопросы о своей жизни. Интерес к прошлому необходим, чтобы стать историком или искусствоведом.
Людям, не знающим истории, легко можно навязать много чуши. Эта наука дает человеку ориентацию в мировом пространстве, причем и в географическом, и хронологическом плане. У него появляется совершенно другое внутреннее ощущение и мощная уверенность в себе. Такой человек не потеряется в мире.
Я поступал в вуз в 1993 году. Тогда для абитуриента моего склада было две дороги: истфак РГГУ или МГУ. РГГУ был совершенно новым учебным заведением, своеобразной инновацией. Но я был настроен консервативно. Наверное, потому, что слышал о некой отлаженной системе обучения Московского университета. И решил для себя, что МГУ — лучший. И поступил.
На истфаке было сонно. Читались, конечно же, отдельные замечательные курсы: истории искусств Ольги Сигизмундовны Поповой, философии Геннадия Георгиевича Майорова, но это было скорее исключением.
Я не ходил на большинство лекций, потому что они представляли собой такой скучный пересказ учебников, что можно было умереть.
Семинары же были замечательными. Но если бы я сегодня выбирал, куда поступать, не уверен, что выбрал бы МГУ.
По большому счету, мое обучение в университете свелось к изучению иностранных языков. Я ходил на романо-германское отделение и учил португальский, каталонский и новогреческий понемножку. Ну а что? Были девяностые, о карьере в науке думать не приходилось. Зато можно было позволить себе учить языки и получать образование, которое структурировало мозги.
Однако московский университет дал мне отличную школу самостоятельной работы с историческими источниками. Здесь меня научили думать и писать. Плюс к этому — хорошая среда, качественный круг людей. Вкупе все это оказалась весьма недурственно. Историком я не стал, но мне хватило знаний, чтобы сдать кучу предметов и защитить кандидатскую на искусствоведческую тему.
Истфак: Вышка vs МГУ
Мне импонирует историческое образование вообще, потому что оно заставляет думать систематически, учить задумываться над истоками явлений. Это радикально облегчает общение с людьми, приучает видеть индивидуальность человека.
Сейчас много споров, система какого вуза лучше: НИУ ВШЭ или МГУ. Мне кажется, что людям, которые хотят научиться работать и быстро ориентироваться в жизни, подойдет Вышка. Реальность в Вышке жесткая: к 4 курсу вылетают до 40% студентов. Поэтому почти все студенты большую часть времени сидят и как проклятые готовятся. В этом вузе у вас будет много семинаров, письменных работ, вам придется приобрести привычку постоянно продуцировать тексты. Здесь есть гранты, стажировки и гибкое межфакультетское сотрудничество. Можно даже стать ассистентом преподавателей и чуть-чуть заработать. У историков в Вышке есть интересные искусствоведческие практики — в этом году мы ездили в пятидневное путешествие по маршруту Смоленск-Полоцк-Витебск.
Тем, кто умеет неплохо работать самостоятельно, руководствуясь здравым смыслом и светлой головой, советую выбрать МГУ. Здесь по-прежнему множество звездных преподавателей. МГУ сохранил статус и бренд, это стоит учесть.
Вообще, студенты сейчас неплохие: активные, в меру наглые, много сидят в социальных сетях, много путешествуют. Вот мои второкурсники взяли палатку и поехали в Турцию смотреть византийские памятники. Жили на склоне Вифинского Олимпа, ездили в Константинополь. Я вот всю молодость так провел: и автостопом, и с рюкзачком, и спал на улице. Помню, как в 16 лет уехал в Пуэблу из Мехико на разваливающемся автобусе третьего класса. Я вообще мог многое тогда перетерпеть.
Где работают искусствоведы
Самый распространенный вопрос, который мне задают: «Ты искусствовед? А что делаешь-то?». Объясняю. Искусствовед — человек, который умеет работать с визуальными объектами. То есть, может вычитывать картинки, препарировать и вытаскивать из них смысл. Для таких профессионалов открыто сразу несколько путей.
Во-первых, это музейная сфера. Сейчас она развивается необычайно динамично, интерес к ней растет как на дрожжах. Не надо думать, что там работают только бабушки, которые спят на стульях в Пушкинском. Есть много современного и модного, например, работа куратора, независимого специалиста, который занимается презентацией выставок. Куратор является этаким посредником между публикой и музеем.
Следующий вариант — экспертная работа в частном бизнесе. Это престижно и прибыльно. А вход в нее такой — диплом искусствоведа, специализированная магистратура, например, вышкинская программа «История художественной культуры и рынок искусства», и год-два работы в качестве помощника эксперта.
Поверьте, эксперты по полотнам XVIII века зарабатывают весьма неплохие деньги.
Третья возможность реализоваться — стать художественным критиком. Другими словами, писать об искусстве в специализированные издания. Хороший слог и профильное образование — то, что нужно.
В конце концов, можно стать профессиональным гидом. На стоящих экскурсоводов запись за год. Во всяком случае, стоит приготовиться к тому, что искусствоведу всегда придется работать на несколько фронтов. Нужно суметь стать предпринимателем по жизни. И тогда ты всегда при деньгах и ни дня в тупом офисе.
О жизни с искусством
Обычный день искусствоведа можно изобразить так. С утра долго проверяешь почту. Дальше часа три — лекции. Следующий этап — подготовка следующих лекций, которая съедает бездну времени — полтора часа публичного выступления требуют 8-14 часов кропотливой работы. Потом — научная работа или чтение. Обязательно один день в неделю — библиотечный. Оставшееся время почти полностью уходит на написание текстов. По моим измерениям, на один приличный научный труд в 15 страниц нужно два полных месяца работы.
Искусствовед не может не путешествовать. Нам просто необходимо плотно взаимодействовать с тем, что мы изучаем. И тут ты берешь и вклиниваешь в свой график поездки и музеи. Я путешествую не меньше двух месяцев в год. Был, думаю, примерно в 70 странах. Наверное, остановлюсь на цифре «100», потому что история архитектуры — это не страноведение. Моя диссертация была посвящена архитектуре Сибири, поэтому я уже в первую поездку провел там 40 дней. Из мелких городов самым ярким оказался Енисейск. Я был в Нерчинске, Агинском дацане, Кяхте — это очень интересное место на границе с Монголией. Был в Троице-Селенгинском монастыре.
Там располагался сумасшедший дом, поэтому мне пришлось брать специальное разрешение на посещение у дамы, которую звали Венера Аполлоновна.
Моя поездка закончилось падением с мотоцикла и растянутой ногой. Это был конец августа, билеты на поезд закончились, поэтому я возвращался в Москву в течение трех суток на электричках. Я купил себе костыль, с помощью которого ковылял от платформы до очередного поезда. Это очень обогащающий момент в нашей профессии — путешествия.
Мое хобби — гастрономия — тоже неожиданным образом вытекло из путешествий. Я люблю ходить на рынки в странах, где бываю, умею готовить много всякого. Могу угостить кальмарами в сметане, знаю рецепт изумительного сациви. Отличное блюдо — печеный куй. Так в Перу называется морская свинка.
Самый большой кайф нашей работы в том, что что ты можешь ежедневно общаться с искусством. Это дает душевное отдохновение и покой. А все потому, что искусство — это то, во что люди всегда вкладывали лучшую часть собственной души. Поэтому искусствоведы счастливее многих людей. Картины и храмы — это не руль в автомобиле и не бухгалтерский отчет.
Мой совет абитуриентам-историкам и искусствоведам: смотрите, все время смотрите на людей и все время вглядывайтесь в картины. В Третьяковку, в Пушкинский, но главное — в Эрмитаж. При первой же возможности!
Вам также может быть интересно:
«У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль»
В Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам исторической науки и исторического образования, организованный при поддержке Российского исторического общества (РИО). В его работе приняли участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин.
«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»
С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.
Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?
100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.
Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями
Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.
Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье
Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.
Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты
Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.
Список литературы: советская историческая наука
Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.
Как отправить сына учиться за границу в XVI веке
На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.
Запретное знание
Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.
Идеал женщины Третьего рейха
С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.