Ярослав Кузьминов: Сегодня социальная политика - это один из ключевых моментов развития страны
На сегодня социальная политика - фактически один из ключевых моментов в развитии России. Об этом заявил ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на открытии конференции "Анализ и формирование социальной политики в России: возможности диалога", которая прошла в Москве 16-17 марта 2006 года.
В форуме, организованном в Москве Программой поддержки гражданского общества "Диалог" при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию, участвуют видные ученые, аналитики, эксперты, исследователи из различных регионов России.
В настоящий момент, в отличие от предшествующих 15 лет, продолжал Я.Кузьминов, возглавляющий комиссию Общественной платы РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации, у общества появились ресурсы для того, чтобы изменять ситуацию в социальной сфере. Это не означает, что ситуация стала изменяться автоматически. "Заявления, сделанные в последнее время со стороны политической власти в России в лице ее Президента Владимира Путина, свидетельствуют, что власть хочет активно повернуться к решению основных проблем в сфере социальной политики". И национальные проекты говорят о том, что власть готова направлять ресурсы в эту сферу. Однако, отметил Я.Кузьминов, направление эти ресурсов "представляется не вполне оптимальным и не всегда способствует эффективному решению существующих проблем, для изменения ситуации к лучшему в социальной сфере. Я напомню в этой связи, - сказал Я.Кузьминов, - что на протяжении последних лет повышение реальных доходов населения в полтора раза опережает увеличение Валового внутреннего продукта. Однако различные группы населения далеко в неодинаковой степени пользуются плодами экономического роста". Нельзя, по мнению Кузьминова, мириться с 14-кратным разрывом в уровнях доходов малоимущих и богатых слоев населения. Ведь речь идет о глубоких, качественных различиях в образе жизни людей, что очень опасно, "ибо налицо совершенно разные векторы социального развития". В результате создается "угроза не только социальному миру в стране, но и ее территориальной целостности, всей нашей жизни. И проблема адекватной социальной политики сегодня для России является предметом национальной безопасности никак не в меньшей степени, чем проблема ее нормальной обороноспособности".
Однако, продолжал ректор ГУ-ВШЭ, ключевой, критический момент настал не только в социальной политике страны, но и в развитии гражданского общества в России. Гражданское общество в России, это далеко не только группы правозащитников, сформировавшиеся еще во времена СССР, и ассоциировавшиеся с "активом" гражданского общества в России в глазах международной общественности и СМИ. Структура гражданского общества, при всей его незрелости, опирается на инициативы на местах по защите социальных прав граждан. Ключевая особенность России, ее отличие от западных стран и их моделей гражданского общества, состоит в том, что 90% сил гражданского общества в России собирается на местном уровне, вокруг прикладных целей отдельных групп населения. Это касается социальных, образовательных, культурных инициатив, защиты собственных прав граждан.
Задача в развитии гражданского общества в России состоит в "объединении и консолидации этих самых базовых социальных инициатив". Представители активных групп российской интеллигенции должны понимать свое место в развитии гражданского общества и свои реальные возможности. В обществе существует много сфер, где усилий одного государства очевидно не хватает для решения таких социальных проблем, как проблемы детства, инвалидов, любых уязвимых групп населения. "И не потому, что государство жестоко, а потому, что у него нет соответствующих сенсорных органов, оно не может увидеть реальные проблемы людей, которые не взаимодействуют с государством по должности". Государственные и муниципальные органы в этом случае редко противостоят гражданским инициативам: речь идет скорее о преодолении равнодушия отдельных чиновников.
Вместе с тем существует несколько секторов, где усилия гражданских организаций располагаются на одном поле, а кое-где даже конкурируют с деятельностью соответствующих органов власти. Здесь важно не только решать возникающие конфликты цивилизованным образом, путем диалога, а не жесткого противостояния. Необходимо создать возможности для использования профильных НКО в качестве агентов государственной социальной политики, передавая им по контракту исполнение таких социальных услуг, как помощь престарелым и инвалидам, массовые культурные и спортивные мероприятия, работа с неблагополучными детьми и пр.
О роли, которую могут сыграть Общественная палата и Совет по гражданскому обществу при главе российского государства. Надо иметь в виду, что гражданское общество - это не политическое движение. "Такое общество не может быть жестко структурировано, у него не может быть начальства. И в этом смысле упомянутые выше организации не являются органами представительства НКО, такая трактовка была бы неверной по своей сути. Гражданское общество и существует именно потому, что не является политической организацией". Поэтому смысл деятельности тех лиц, кто вошел в такие организации, как Общественная палата, состоит в том, чтобы содействовать формированию гражданского общества, налаживанию взаимодействия местных информационных сетей, местных и региональных властей, где активность общества подкреплялась бы возможностями апелляции к коллегам из других регионов и федерального центра.
Вторая задача состоит в том, чтобы голос с мест был услышан на федеральном уровне. Это можно сделать через комиссии Общественной палаты, ее рабочие группы.
Третья задача заключается в возможности проведения экспертиз тех нормативных актов, которые сейчас проходят через систему политической власти. "Мы предполагаем рассмотреть в комиссиях около 120 законопроектов… Начато взаимодействие с властью по таким новым вопросам, как формирование стандарта государственных услуг и административных регламентов. Ведь административная реформа в том виде, как она предлагалась, - подчеркнул Я.Кузьминов, - даже и не начиналась в 2004 году. Потому, что не было начато модификации генного кода всей административной системы. А генные изменения, их смысл состоит в том, чтобы сделать деятельность государства и его представителей прозрачной, предсказуемой и понятной для тех, кто пользуется услугами государственного регулирования".
Сейчас создана, сообщил Я.Кузьминов, Объединенная рабочая группа Общественной палаты и Совета по гражданскому обществу при Президенте РФ, в которую вошли руководители правительства и президентской администрации, по обеспечению участия структур гражданского общества в административной реформе. И "если подойти серьезно к этой деятельности, то мы сумеем весьма существенно модифицировать не просто процесс работы чиновников, но и создадим новые возможности для подъема гражданской активности людей по противодействию тем явлениям, которые не удовлетворяют их в деятельности государства".
Еще один момент - это проблемы экспертного рынка. Сейчас меняется структура адресатов социальной помощи, но изучение новой ситуации ведется "крайне неудовлетворительно". Объем аналитической и экспертной деятельности составляет от2 до 3 млрд.рублей. Применительно к тем средствам, которые проходят через все реальные каналы социальной политики, (примерно 15-20 процентов ВВП), это составляет менее одной сотой процента. Это совершенно неадекватная ситуация, которая не позволяет ни государству, ни крупным негосударственным структурам, вовлеченным в этот процесс, формировать разумную политику.
"Для эффективной социальной политики в России, - сказал Я.Кузьминов, - необходимо примерно на порядок увеличить объемы средств экспертно-аналитического обеспечения этой политики. И в первую очередь это касается формирования соответствующей информационной базы".
По мнению ректора ГУ-ВШЭ, государство должно увеличить свою долю в финансировании экспертно-аналитической деятельности. Делать это можно через систему государственных грантов, которую необходимо сформировать и распространить ее на игроков, находящихся вне госсектора.
Президент В.Путин выступил с инициативой выделения в бюджете 2006 года около 500 миллионов рублей в виде президентских грантов некоммерческому сектору. НКО надо активнее участвовать в формировании системы государственных грантов, подчеркнул Я.Кузьминов, выдвигать приоритеты и обсуждать оптимальные механизмы конкурсного отбора таких проектов. В этом отношении исключительно ценным является опыт работы российских НКО с крупными международными фондами.
Вам также может быть интересно:
«Рост заработной платы — это задача, на которую должны работать все министерства нашей страны»
Детальная проработка мер социальной политики, изучение их комплексного воздействия на разные аспекты жизни семей и общества позволяют повысить ее эффективность и улучшить благосостояние семей, повлиять на их репродуктивные планы. Проректор НИУ ВШЭ, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова приняла участие в дискуссии по соцполитике на форуме «Россия».
Лилия Овчарова: «Мы сконцентрировались на практической реализации наших предложений»
Один из стратегических проектов ВШЭ «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» нацелен на воплощение научных достижений в практические решения социально-экономической политики. Ученые ВШЭ и их партнеры активно включились в работу и получили первые результаты. О ходе исследований и их реализации новостной службе «Вышка.Главное» рассказала научный руководитель проекта, проректор ВШЭ Лилия Овчарова.
Как бороться с бедностью, обсудили в Высшей школе экономики
В Вышке прошла российско-китайская встреча «Социальная политика как инструмент борьбы с бедностью и развития человеческого капитала». Представители министерства гражданских дел КНР, Всемирного банка, Пенсионного фонда РФ, правительства Татарстана и исследователи ВШЭ оценили социальную политику двух стран, а также поделились эффективными мерами борьбы с бедностью и проблемами ее искоренения.
«Нуждающийся в уходе человек должен иметь возможность выбора»
Из-за старения населения к 2050 году количество россиян, которым требуется долговременный уход, вырастет более чем вдвое. Готовы ли государство и частный сектор предоставлять такие услуги, обсуждали на семинаре, организованном Институтом социальной политики ВШЭ и Национальной ассоциацией участников социального обслуживания.
Зависимость от государства. Какую социальную помощь ждут россияне
Лишь 17% жителей России не нуждаются в государственной поддержке. Но даже они признают необходимость регулирования социальной сферы. Граждане традиционно предъявляют государству широкий круг запросов. Что нужно, кому и в каких ситуациях, выяснили в Центре стратификационных исследований НИУ ВШЭ.
«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»
Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.
Сотрудники НИУ ВШЭ вошли в новый состав Общественной палаты Москвы
Мэр Москвы и Мосгордума утвердили списки членов нового созыва московской Общественной палаты. По их квоте в состав палаты вошли несколько сотрудников Высшей школы экономики.
У России есть ресурсы для бюджетного маневра в пользу образования, здравоохранения и соцзащиты
Вопросы изменений, назревших в ключевых социальных сферах, обсуждались на пленарном заседании «Человеческий капитал и социальная политика» в рамках XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
В Вышке будут готовить аналитиков и управленцев в сфере социальной политики
В 2018 году в Высшей школе экономики открывается новая магистерская программа «Управление в социальной сфере». Здесь будут готовить многопрофильных специалистов по вопросам социальной политики. О программе рассказывает ее академический руководитель Юлия Лежнина.
«Нужно развивать страховые принципы социальной политики, а не уходить от них»
Очередная экспертная сессия в рамках XVIII Международной Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ была посвящена проблемам социальной политики. Участники дискуссии обсуждали пути развития российского рынка труда, пенсионной и страховой системы.