Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать
Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.
Участники конкурса разных лет и другие эксперты обсудили эти и другие вопросы на сессии «Образовательные стартапы как новый драйвер трансформации образования», которая состоялась в рамках Международного молодежного экономического форума в Санкт-Петербурге. Этот форум, в свою очередь, был проведен в последний день работы ПМЭФ-2019.
Внедрять образовательные инновации непросто, так как традиционная система образования консервативна и нередко их отторгает. Поэтому, по мнению директора КИвО Дианы Королевой, многие инноваторы предпочитают сферу дополнительного образования, где государственное регулирование не столь существенно.
В этом году больше всего проектов, представленных на конкурс, было посвящено именно дополнительному образованию
Впрочем, Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, считает, что молодые люди готовы прикладывать усилия в тех сферах, где потребность в инновациях особенно велика. Сложности, обусловленные бюрократическими барьерами, в таких случаях уходят на второй план. Чтобы таких людей было больше, их нужно выявлять еще на студенческой скамье и всячески поддерживать. Тогда и образовательных стартапов появится больше — ведь любые инновации начинаются с людей.
Важный этап развития инновационного проекта — участие в акселерационной программе (для полуфиналистов КИвО такая программа ежегодно организуется в рамках Летней школы). По мнению Андрея Баяджана, руководителя проекта D Notation и победителя КИвО-2017, в подобных программах особенно важна возможность получить экспертную оценку и расширить деловые связи. В США распространена практика, когда участнику акселерационной программы каждую неделю устанавливают показатель роста проекта, который нужно достичь.
Потенциал образовательных инноваций в России велик. Андрей Лобанов, генеральный директор компании «Алгоритмика», считает, что инновационные российские методики обучения математике и программированию пригодны для экспорта. Его компания — производитель программного обеспечения, с помощью которого можно организовать учебный процесс в классе, работает не только в России, но и за рубежом. Однако учителям в любой стране недостаточно просто получить электронные учебники — нужна постоянная поддержка со стороны их разработчиков.
Георгий Соловьев, генеральный директор компании Skyeng, рассказал, как в условиях внедрения цифровых инноваций в образовании меняется роль педагога. Получать знания студент может в информационной среде – система сама предлагает задания с учетом ошибок. Но развивать мотивацию студента с помощью ИТ-инструментов не удается — искусственный интеллект пока не дает такой возможности, и эту функцию успешно выполняют учителя.
Генеральный директор компании Skyeng
Далеко не все образовательные стартапы выживают и тем более добиваются успеха — отсюда такие понятия, как «воронка стартапов» и «долина смерти стартапов».
«Из тех проектов, которые получили поддержку на КИвО, прошли экспертизу и акселерацию, сейчас существуют порядка 50%», — отметила Диана Королева.
Однако в профессиональной среде есть мнение, что чем больше разнообразных стартапов в образовании, тем лучше. А уж сколько из них стали успешными — вопрос второстепенный. Нобелевский лауреат Эдмунд Фелпс писал, что именно низовые инновации становятся источником рабочих мест, новых возможностей и изменений. Даже если проект существовал недолго, это тоже ресурс экономики. И его авторы, так или иначе, внесли свой вклад в развитие системы образования.
Королева Диана Олеговна
Директор Центра изучения инноваций в образовании
Вам также может быть интересно:
Студенты Вышки получили гранты на создание стартапов
По итогам V очереди конкурса «Студенческий стартап» победителями стали 32 студента ВШЭ. 12 студентов подали документы преимущественно по направлению «Н1. Цифровые технологии» при поддержке Клуба предпринимателей ФКН.
«Полезные знакомства быстро и легко»
Еще в университете студенты Вышки начинают развивать собственные стартапы. Так, трое выпускников-2024 ОП «Программная инженерия» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ — Андрей Лосюков, Тимофей Валов и Александр Кулаков — создали платформу HiBye для нетворкинга на мероприятиях, проект которой они защитили в качестве ВКР. В чем заключается идея стартапа, его создатели рассказали «Вышке.Главное».
Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера
Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».
Студенты ВШБ Вышки участвуют в «Гонке стартапов»
Проекты студентов образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александра Зыкова и Никиты Нехаенко вошли в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера, и теперь ребята участвуют в ТВ-шоу «Гонка стартапов». Интерактивный реалити-проект о молодежном предпринимательстве, героями которого стали 10 школьников и студентов из разных городов России, выходит еженедельно в течение полутора месяцев на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!», а также в социальных сетях.
От электрозарядок до Timepad: какие стартапы питчат в Бизнес-инкубаторе Вышки
Презентовать бизнес-идею, создать вау-эффект и вдохновить потенциальных инвесторов — задача на 4 минуты. Именно в таком формате существуют популярные в Вышке встречи HSE Pizza Pitch. Как проходят университетские питчинги, какие проекты выросли из этого формата и с чем студенты идут к открытому микрофону — в материале HSE Daily.
«Вышка является предпринимательским университетом»
Вице-президент НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян рассказал в интервью HSE Daily, почему современные университеты перестают быть просто образовательными организациями, а становятся центрами инноваций и предпринимательства.
Открыт прием заявок на зимний HSE Startup Cup 2022
Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ начал прием заявок на конкурс HSE Startup Cup. Состязание, которое проходит в четвертый раз, уже стало масштабным событием для лучших студенческих стартаповвсех кампусов университета. Участники конкурса имеют возможность запустить стартап и получить финансирование проекта.
«Не бойтесь поражения, бойтесь упустить возможность попробовать»
Форум, организованный Бизнес-клубом НИУ ВШЭ, собрал молодых предпринимателей и тех, кто еще только задумывается о запуске собственного стартапа. В каком возрасте лучше начинать, как выстраивать отношения, что значит «выживаемость бизнеса», как привлекать инвестиции? Об этом и многом другом со студентами поговорили представители бизнеса, в том числе главы крупных компаний, среди которых основатели Faberlic, Gloria Jeans, КРОК и др.
HSE Startup cup: как превратить идею в действующий бизнес
Бизнес-инкубатор ВШЭ в третий раз открыл прием заявок на HSE Startup cup. Этот конкурс организован для проектов, созданных студентами и сотрудниками Высшей школы экономики, а также учащимися Лицея НИУ ВШЭ. Зарегистрироваться для участия можно до 29 апреля.
Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина
В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.