Германия все еще разбирает стену
Падение Берлинской стены 23 года назад положило конец разделению Германии, но и породило новые проблемы. 12-13 сентября на международном симпозиуме в ВШЭ зарубежные ученые, а также российские эксперты изучали современное состояние объединенной Германии и сохраняющиеся различия между восточными и западными землями.
На пленарном заседании научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин отметил схожие тенденции, наблюдаемые сегодня в Восточной Германии, современной России и других странах с советским прошлым: старение населения, рост эмиграции на Запад, недовольство проведенными в стране реформами и ностальгия по советскому прошлому. «В Германии переход от плановой к рыночной экономике осуществлялся быстрее и легче, нежели в России, здесь сказалось различие в наших культурах. Различие в культуре — важный момент не только для России, но и для других стран, находящихся сегодня в процессе перехода», — добавил Евгений Ясин. Директор по проектам Фонда Фридриха Науманна в России и Центральной Азии Юлиус фон Фрайтаг-Лорингхофен подчеркнул, что «процессы, связанные с переходом общества в другое состояние, постоянны и никогда не прекращаются».
Петра Мюллер, депутат Бундестага, представитель городского развития Свободной демократической партии Германии, отметила общие проблемы Германии и России в сфере развития городов. «После окончательного урегулирования «германского вопроса» примерно 300 тысяч советских военнослужащих покинули территорию Германии. Результат — три крупных немецких города исчезли. В России мы наблюдаем неограниченный рост Москвы и Санкт-Петербурга и одновременное исчезновение сельских поселений. Необходима модернизация жилых помещений и улучшение качества жизни населения, — считает эксперт. — Сейчас в Германии осуществляется поддержка таких мероприятий не только на Востоке страны (раньше была только там), но и на Западе».
Необходима модернизация жилых помещений и улучшение качества жизни населения.
В первый день работы симпозиума эксперты, главным образом, обсуждали вопросы преобразования Восточной и Западной Германии после ее объединения. «Социально-экономическое панельное обследование населения (SOEP) показало, что в Восточной Германии практически во всех областях в начале 1990-х годов наблюдались довольно значительные различия в показателях уровня жизни по сравнению с Западной Германией. Эти различия были уменьшены в течение первых трех-пяти лет после воссоединения Германии почти во всех областях. Большая часть работающего населения смогла трудоустроиться именно после объединения», — рассказал Питер Крауз из германского Института экономических исследований. Пер Кропп (Институт по вопросам занятости исследований Федерального агентства занятости) изучал вопрос профессионального успеха после реорганизации в Восточной Германии. В результате проведенных социологических опросов населения в 1989 и 1994 году выяснилось, что на успех участников рынка труда в переходный период в значительной степени влияют структурные изменения в экономике. «При этом уровень дохода зависел больше от индивидуальных характеристик человека, уровня его образования, а не структурных изменений экономики, — отметил эксперт. — Люди, занимавшие хорошие должности до объединения Германии, проиграли после преобразования».
Об отношении к семье и работе на Востоке и Западе страны спустя два десятилетия после объединения говорила Илона Остнер (Институт социологии, Университет имени Георга-Августа в Геттингене). После объединения Германии совместились и две противоположенные модели семьи: восточногерманская модель, где работают оба родителя, и западногерманская модель с мужчиной-кормильцем. «Сейчас все больше женщин в Западной Германии стремится получить работу, которая бы давала хороший доход», — рассказала эксперт. По мнению Хенка Флапа (Утрехтский университет), который рассказывал о различиях в дружеских кругах жителей бывших коммунистических и капиталистических стран, «коммунизм в Восточной Германии научил людей не доверять незнакомцам».
Второй день работы симпозиума начался с обсуждения особенностей развития предпринимательства в Восточной Германии. Как рассказал Ульрих Блум (Университет имени Мартина Лютера, Галле-Виттенберг), после объединения экономика Восточной Германии находится в состоянии продолжающейся в течение 15 лет стагнации по отношению к большей части показателей производительности и доходов Западной Германии. Катарина Блум, Свободный Университет Берлина, рассматривает Восточную Германию как крайний случай «зависимой рыночной экономики» в Центральной и Восточной Европе, основанной на квалифицированной рабочей силе. «В бизнесе Восточной Германии существует высокая степень преемственности, если говорить о производстве и средних предприятиях. Молодое поколение предпочитает создавать маленькие компании, рассматривая их как семейный бизнес», — добавила эксперт.
После объединения Германии совместились и две противоположенные модели семьи: восточногерманская модель, где работают оба родителя, и западногерманская модель с мужчиной-кормильцем.
Профессор кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко отметил высокий уровень вынужденного предпринимательства и отрицательные условия для стартапов в странах с переходной экономикой. Как считает профессор, «существенные демографические изменения в Восточной Европе за последние 20 лет вряд ли позволяют рассчитывать на активизацию стартапов».
В завершение Международного симпозиума эксперты обсудили вопросы, связанные с развитием в Восточной Германии демократических ценностей и гражданского общества. Хайнер Мойлеманн (Кельнский университет) рассказал об изменениях системы ценностей в Западной и Восточной Германии после воссоединения. Надежда Лебедева и Александр Татарко (НИУ ВШЭ) представили доклад «Ценности и социальный капитал как предикторы социально-экономического развития». О базовых ценностях жителей России и Восточной Германии в сравнении с другими европейцами рассказали Владимир Магун и Максим Руднев (НИУ ВШЭ). Размышлениями на основе результатов социологического опроса и личного опыта поделился Саша Тамм. Анализ национального самосознания в Восточной и Западной Германии подготовил Питер Шмидт (НИУ ВШЭ).
В дни работы симпозиума Высшая школа экономики и Школа управления Херти (Германия) заключили договор о взаимодействии, в частности о студенческом обмене. «Мы очень рады нашему сотрудничеству с таким известным в России университетом», — подчеркнул Хельмут Анхайер, декан Школы управления Херти, на церемонии подписания документа.
Анастасия Чумак, Мария Селиванова, Ольга Соболевская, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Павла Ососова
- ВКонтакте
- Telegram
Руднев Максим Геннадьевич
Шмидт Питер
Вам также может быть интересно:
Вышка разработала стратегию социально-экономического развития городского округа Ступино
Стратегия, подготовленная Институтом региональных исследований и городского планирования факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, направлена на повышение качества жизни населения и трансформацию округа в инновационный центр развития Московской области к 2030 году.
НИУ ВШЭ и Рурский университет в Бохуме подписали соглашение о сотрудничестве
Программа предусматривает студенческие и академические обмены и возможность разработки совместных образовательных и исследовательских проектов. Соглашение подписано 8 апреля при участии представителей правительства земли Северный Рейн-Вестфалия.
Семь приоритетов развития России до 2024 года
Центр стратегических разработок опубликовал краткую версию стратегии развития страны на ближайшие шесть лет. В работе над стратегией приняли участие эксперты Высшей школы экономики.
Студенты программы «Сравнительные социальные исследования» смогут получить два диплома
Высшая школа экономики подписала соглашение о программе двух дипломов со Свободным университетом Берлина (Германия). Соглашение распространяется на магистерскую программу «Сравнительные социальные исследования», ее партнером с немецкой стороны станет программа East European Studies.
«Хорошим германо-российским отношениям нет альтернативы»
17 января посол Германии в России Рюдигер фон Фрич выступил в НИУ ВШЭ с открытой лекцией на тему «Россия, Германия, Европа — как дальше?». Новостная служба Вышки приводит некоторые тезисы его выступления.
От социального действия к эволюции общества
Как антропологи объясняют уравнение Судного дня? На каких принципах строится понимающая социология? Как устроена экономика «неформального здравоохранения»? Почему россияне занимаются самолечением в интернете? Ответы на эти и другие вопросы читайте в новом номере журнала «Экономическая социология».
Социология оценивания
Почему для полиции одни правонарушения «привлекательнее» других? Как создаются успешные видеоигры? Всегда ли штрафы, награды и прочие материальные стимулы хорошо работают? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в новом номере журнала «Экономическая социология» (Том 17, №4).
Экономическая социология о здоровом стиле жизни, геймификации и музыкальных хитах
Влияет ли классовая принадлежность человека на его склонность к здоровому образу жизни? Действительно ли внедрение игровых методик повышает мотивацию работников? Что успех Рианны в радиочартах значит для исследователя инноваций? Ответы на эти и другие вопросы опубликованы в новом номере журнала «Экономическая социология» (Том 17, №3).
Экономическая социология: взгляд в историю и в будущее
Некоторые исследователи, как, например, Дэвид Грэбер, предлагают необычную точку зрения на экономику минувших веков. Другие, как нобелевский лауреат Роберт Солоу, предсказывают, что с ней произойдет в ближайшем столетии. Чем интересны и ценны новейшие взгляды этих и других ученых на развитие общества? Об этом читайте в свежем номере журнала ВШЭ «Экономическая социология» (т.17. № 1. Январь 2016).
Качество учебы и культуры: мнение социологов
Российские студенты взаимодействуют с преподавателями менее плотно, чем американские, но посещают занятия чаще и довольны качеством учебы в той же мере, что и студенты США. Культура в мире все больше оценивается не по художественной ценности, а по уровню продаж, и похоже, интеллектуальные потребители смирились с положением. Этим и другим темам посвящен свежий номер бюллетеня Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ «ЭСФорум» (№ 5, декабрь 2015).