Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве
Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.
В ходе исследования было опрошено более 300 ведущих специалистов, представляющих различные креативные индустрии. Экспертам было предложено спрогнозировать ключевые тенденции, кардинальные инновации и разработки, которые появятся в креативных индустриях и сфере творчества в ближайшие три года.
Как именно изменится креативная экономика под влиянием новых технологий и трендов? Результаты опроса позволяют четко определить основные направления этой трансформации.
Технологические тренды в креативных индустриях:
активное внедрение искусственного интеллекта (ИИ) во все креативные индустрии — от генерации контента в рекламе до помощи композиторам в создании музыки;
нейротехнологии и носимые устройства, позволяющие считывать метрики тела и создавать новые формы взаимодействия, становятся ключевыми для развития интерактивных медиа и музыки; развитие когнитивных нейроадаптированных носимых предиктивных моделей;
метавселенные, смешанная и дополненная реальности (AR/MR) используются как инструменты для интеграции брендов в цифровые пространства; интеграция творческих проектов с IoT (интернетом вещей).
Изменения в подходах к творчеству:
переход от шаблонных решений к экспериментальным подходам;
персонализация и интерактивность становятся стандартом — от индивидуального опыта на мероприятиях до углубленной персонализации контента в рекламе;
автоматизация рутинных процессов высвобождает больше времени для креатива;
геймификация становится стандартом реализации проектов.
Финансовая оценка результатов творчества:
данные и метрики используются для финансовой оценки результатов творчества, большие данные позволяют провести справедливую оценку и определить стоимость продукта на основании полезности для конечного потребителя, что позволит устанавливать равновесную цену на творческие продукты (например, считывание реакции аудитории в интерактивных медиа);
рынок маркетплейсов трансформирует творчество, устанавливая новые правила ценообразования и распространения творческих продуктов.
Образование и наука:
конвергенция разных наук и репрезентация междисциплинарного инструментария;
появление новых форматов Practice as Research;
дальнейшая конвергенция науки, искусства и просветительства, основанная на инновационных принципах открытой науки;
цифровизация науки и развитие формата электронных научных журналов создает новые форматы распространения знаний: формирование креативных цифровых площадок и создание репозитория качественных метаданных;
распространение научных знаний на платформах Open Аccess;
появление нейросетевых педагогических симулякров.
Социальные и культурные изменения:
сегментация аудитории на малые сообщества требует более узконаправленных творческих стратегий;
элитаризация живых событий (концерты, выставки) сочетается с развитием комьюнити и пользовательского контента (UGC);
усиление акцента на индивидуальном опыте участника/зрителя, развитие событийной интерактивности.
Ирина Сахно
«Важное место в нашем “Журнале ВШЭ по искусству и дизайну” занимает исследование новейших теорий в области искусства и практик дизайна. В ближайшие годы новые форматы Practice as Research, когда в науку приходят практикующие художники, определят инновационные стратегии издательской деятельности журналов по искусству и дизайну», — рассказывает Ирина Сахно, профессор Школы дизайна ФКИ НИУ ВШЭ, главный редактор «Журнала ВШЭ по искусству и дизайну» / HSE University Journal of Art & Design.
Елена Ермаковишна
«Искусственный интеллект станет помощником в выполнении рутинных задач, что даст больше времени для творчества. В индустрии моды ИИ будет активно использоваться в работе над кампейнами коллекций», — комментирует Елена Ермаковишна, руководитель HSE CREATIVE HUB и преподаватель Школы дизайна, продюсер культурных событий, искусствовед, дизайнер.
Евгения Евпак
«В музыке — элитаризация живых концертов и фокус на работе артиста с развитием сообщества единомышленников, модель рекурсивной мифологизации нарративов музыкального творчества артиста с построением дополнительных веток трансмедиа на основе фанфиков и UGC (user-generated content)», — объясняет Евгения Евпак, композитор, историк музыкальных инноваций, исследователь музыкальной индустрии.
Александр Бару
«Сторителлинг станет основой рекламы», — комментирует Александр Бару, преподаватель дизайн-мышления и маркетинга в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Эксперты считают, что креативные индустрии ждет радикальная трансформация под влиянием новых технологий. Это потребует от специалистов и институций гибкости и пересмотра привычных бизнес-моделей.
Приведенный материал продолжает серию трендвотчинг-исследований ИРКИ НИУ ВШЭ. В 2024 году в рамках прогнозирования рынка труда в креативных индустриях ИРКИ и Школой дизайна НИУ ВШЭ была проведена серия интервью с ведущими специалистами в некоторых областях креативных индустрий. Результаты экспертного опроса были опубликованы в девятом выпуске дайджеста CREATIVE.HSE DIGEST.
Вам также может быть интересно:
Географы НИУ ВШЭ, используя GPT, создали базу данных об опасных природных явлениях
Географы Вышки создали новую технологию в ходе исследования «Лучшие практики адаптации к природно-климатическим рискам в России», реализованного в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» в 2024 году. В 2025 году разработка географов Вышки стала финалистом международного конкурса “AI for Good: Innovate for impact”, в июле она будет представлена на международном cаммите ООН.
НИУ ВШЭ и АО «Нанотроника» запускают стратегическое партнерство в области электронного машиностроения
На состоявшейся в начале июня отраслевой конференции «Электронное машиностроение — 2025» МИЭМ НИУ ВШЭ и АО «Нанотроника» (входит в Группу компаний «Элемент») заключили соглашение о стратегическом партнерстве. Конференция прошла в кампусе СберУниверситета и объединила более 600 участников из 200 организаций, включая ведущие предприятия, научные центры и вузы. Мероприятие проходило при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства промышленности Республики Беларусь.
«Ученый совет про людей»: конкурс ППС, оплата труда, награды и поощрения
25 июня состоялось заключительное в этом учебном году заседание Ученого совета НИУ ВШЭ. И если на предыдущих заседаниях рассматривались вопросы технологического развития, международного сотрудничества и финансовой устойчивости университета, то теперь акцент был сделан на социальной тематике.
«Развитие креативных индустрий стало приоритетом, как для России, так и для Республики Узбекистан»
Научно-исследовательский институт развития туризма при Комитете по туризму Республики Узбекистан и НИУ ВШЭ подписали соглашение о сотрудничестве с целью установления и развития академического, культурного и других видов взаимоотношений в области образования и туризма. Инициатором подписания соглашения выступил Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Нейролингвисты ВШЭ выяснили, какие приложения лучше помогают восстановить речь
Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выявили факторы, которые делают цифровые приложения для реабилитации больных с афазией более эффективными. Обратная связь, разнообразие игровых задач, длительный период реабилитации и постоянный контакт с лечащим врачом оказались наиболее важными для восстановления речевой функции. Статья опубликована в журнале NeuroRehabilitation.
МИЭМ запускает движок: стартовало открытое тестирование второй версии Claw Engine
Команда мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ запустила тестирование среди разработчиков второй версии игрового движка Claw Engine. «Вышка.Главное» рассказывает о продукте, в создании которого принимают участие проектные студенческие команды МИЭМ.
На пути к антихрупкости: устойчивые финансы — основа для развития компании
В Высшей школе экономики состоялась презентация вышедшей в издательстве университета книги «Российские корпорации на пути к антихрупкости. Финансовая архитектура компаний». Авторы исследования представили ключевые результаты и обсудили тенденции развития корпоративного сектора в России и мире.
«Цифровые платформы стали ключевой формой обеспечения экономического и культурного суверенитета»
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил на сессии ПМЭФ-2025 «В поисках новых источников роста: возможна ли иная модель глобальной финансовой и торговой архитектуры». Дискуссия была построена вокруг процессов в мировой экономике, связанных с укреплением многополярности и возрастанием роли новых центров мирового роста — государств Глобального Юга и Востока, участники обсуждали потенциал и возможности новой модели международного взаимодействия.
НИУ ВШЭ, Минобрнауки и «Иннопрактика» объединили усилия для формирования системы социально-психологического благополучия российских студентов
20 июня в Санкт-Петербурге состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между компанией «Иннопрактика», Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и НИУ «Высшая школа экономики».
НИУ ВШЭ и РВБ подписали соглашение о сотрудничестве
19 июня в рамках Петербургского международного форума ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов и основатель Wildberries, глава РВБ (Объединенной компании Wildberries & Russ) Татьяна Ким подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны договорились о развитии и реализации совместных образовательных и научно-исследовательских проектов, а также поддержке профессиональных кадров. Также, в рамках соглашения РВБ станет партнером Летней экономической школы, которая проходит при поддержке НИУ ВШЭ.