Методические принципы программы «Обучение служением» показали свою действенность
4 декабря на V Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, который проходит в Национальном центре «Россия», состоялась дискуссия на тему «Социальное лидерство университетов», были награждены победители и призеры Всероссийского конкурса лучших практик по организации добровольческой и общественной деятельности в вузах. В этих мероприятиях принял участие проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов.
В роли модератора дискуссии выступил научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов . Он отметил, что в последнее время уделяется внимание не только технологическому лидерству университетов, развитию инфраструктуры, кадров и образовательных программ, но и так называемой третьей миссии — социальной, успехи которой сегодня налицо.

Замминистра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова подчеркнула, что в университетах создано «пространство возможностей для добрых дел» — разработана программа «Обучение служением», действуют штабы по ее реализации. «Из объектов государственного управления университеты все больше превращаются в субъектов, которые реализуют государственную политику в соответствии с вызовами и задачами, поставленными президентом России», — подчеркнула она.

Евгений Сжёнов напомнил, что огромную роль в разработке и реализации федеральной программы «Обучение служением» играет НИУ ВШЭ. Программа реализуется третий год, и о ней рассказал проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов, стоявший у ее истоков. Замысел программы он описал так: «Дать возможность каждому российскому студенту вложить часть души во что-то в этой стране и почувствовать, что это его страна, его город, его район».
Дмитрий Земцов представил итоги исследования, в рамках которого оценивалось качество реализации программы «Обучение служением». Общий вывод заключается в том, что с помощью выбранного подхода достигаются высокие результаты. Например, доля студентов без опыта участия в программе, чувствующих высокий уровень ответственности за происходящее в стране, составила 49%, а с опытом участия — 70%.

По оценке проректора Вышки, методические принципы программы «Обучение служением» доказали свою эффективность, но, чтобы оказать существенное влияние на уровень гражданственности молодого человека, все они должны быть соблюдены. Студенты должны иметь возможность выбирать проект, самостоятельно определять свою в нем роль и участвовать в полном цикле. Социальная проблема, лежащая в основе проекта, должна быть реальной и актуальной. Необходимы активное взаимодействие с социальным партнером и благополучателем, поддерживающая роль преподавателя-куратора, проведение со студентом рефлексивных мероприятий.
В 2025 году было опрошено более 18 тысяч студентов из 328 университетов, и выяснилось, что принципы все же соблюдаются не везде. Например, у 20% студентов не было возможности выбрать проект, при этом 45% могли не только выбрать, но и предложить свой. В 10% случаев преподаватель не вовлекался в проект, но почти в 50% случаев поддерживал студента, выполняя роль наставника. По мнению Дмитрия Земцова, программа демонстрирует высокое качество за короткий срок реализации, но вместе с тем требуется дальнейшая работа.
Он, в частности, отметил важность повышения квалификации преподавателей — «поддерживающих наставников в служении»: из 6 тысяч регулярно участвующих в программе коллег его прошли 2 тысячи. Со следующего года НИУ ВШЭ передаст желающим университетам в регионах методики повышения квалификации.
В ходе дискуссии также выступили ректор Финансового университета при Правительстве России Станислав Прокофьев, проректор Президентской академии Артур Азаров, проректор РГУ им. А.Н. Косыгина Владимир Зотов, руководитель группы RAEX Дмитрий Гришанков, HR-директор Альфа-Банка Марат Исмагулов и студенты вузов.

Студент Медицинского института Белгородского госуниверситета, участник СВО Владимир Горбенко отметил рост масштабов волонтерства за последние годы и поблагодарил Ассоциацию «Добро.рф» и Минобрнауки России за предоставление молодежи возможности реализовать свои мечты. Студенты Костромского госуниверситета Евгения Слесаренко и Максим Дерюгин рассказали о своем участии в проекте «Студенческое инициативное бюджетирование» по улучшению образовательной среды.
Также состоялось чествование победителей и призеров Всероссийского конкурса лучших практик по организации добровольческой и общественной деятельности в вузах, который был проведен Ассоциацией «Добро.рф» совместно с Минобрнауки России. В числе задач конкурса — поддержать эффективные проекты, которые вовлекают студентов в волонтерство, помогают развивать лидерские качества и формируют активную гражданскую позицию.
Победители и призеры, представляющие различные российские вузы, были награждены в двух индивидуальных номинациях («Лучший наставник общественного объединения», «Лучший доброволец») и в трех командных («Лучшие практики организации добровольческой деятельности», «Лучшие практики реализации федеральной программы “Обучение служением”», «Лучшие практики работы студенческих штабов #МЫВМЕСТЕ»).
«Волонтерская деятельность, добровольчество стали нормой, и приятно, что среди наших студентов много тех, кто является волонтером по состоянию души, волонтером на деле», — подчеркнула Ольга Петрова. Она поблагодарила за поддержку ректоров и проректоров вузов, присутствующих на мероприятии, и «всех, кто откликнулся, всех, кто неравнодушен, кто своими делами создает еще больше добра вокруг нас».

