В российском образовании много печалей, но и позитивные сдвиги есть
24 июня Институт образования ВШЭ провел заключительный в 2013-2014 учебном году семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования». Итоги года подводили эксперты, руководители вузов, школ и представители Минобрнауки, обсуждавшие экономические, управленческие и идеологические тенденции развития российского образования.
На заключительном семинаре Института образования ВШЭ по традиции обсуждаются те вопросы, связанные со сферой образования, которые находились в центре общественного внимания в минувшем учебном году. По результатам опроса участников прошлых семинаров для дискуссии были выбраны четыре темы: реформа педагогического образования, консервативный поворот в образовании, разработка Концепции развития дополнительного образования, перспективы и риски реализации в регионах майских (2012 года) указов Президента РФ.
Сначала эксперимент, потом стандарт
Самый большой отклик вызвала тема реформы педагогического образования. Берутся за нее не в первый раз. Предыдущие попытки, как рассказал на семинаре ректор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Виталий Рубцов, не удались, потому что не учитывали специфику собственно педагогической деятельности — на первый план выходила подготовка «предметников». Не помог и практико-ориентированный подход, который обеспечивал быстрый уход в профессию, но не формирование критической массы педагогических знаний. Между тем ключевой вопрос подготовки педагогов — это «передача образцов ученику», считает Виталий Рубцов. «Передача образца есть действие сознания — и вот этот глубинный момент выпал из нашей традиционной подготовки», — сказал ректор МГППУ.
Cоздание педагогической исследовательской магистратуры призвано устранить другую фундаментальную проблему — оторванность исследований от образовательной практики
Нынешняя попытка реформы этот ключевой момент старается учитывать. А создание педагогической исследовательской магистратуры призвано устранить другую фундаментальную проблему — оторванность исследований от образовательной практики. Виталий Рубцов отметил, что компетенции хорошего специалиста не ограничиваются знанием своего материала и способностью взаимодействовать с учениками, он должен быть еще и исследователем, уметь рефлексировать и анализировать собственную деятельность.
«Это первый случай в России, когда сначала проводится эксперимент, а уже по его результатам будет написан стандарт», — сказал профессор Института образования ВШЭ Анатолий Каспржак. Предстоит создать структуру сетевого взаимодействия, когда педвузы будут работать вместе с лучшими образовательными учреждениями, как медицинские вузы работают с больницами. «Условно говоря, в идеале, кафедра методики должна переместиться в школу», — пояснил Анатолий Каспржак. Он, однако, предостерег всех участников процесса (в том числе Минобрнауки) от ожидания быстрого успеха.
А научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов выделил две угрозы, которые могут сорвать эксперимент: профанацию и имитацию (когда, например, об интерактивной системе обучения и развивающих проектах учителям будут рассказывать на традиционных лекциях и семинарах).
Без лишнего алармизма и безоглядного оптимизма
Тему «консервативного поворота» в образовании задали многочисленные предложения по «правильному», «патриотическому» обучению российских школьников, с которыми неоднократно выступали и отдельные политики, и даже некоторые общественные деятели и ученые. Достаточно вспомнить идеи создания единых учебников и защиты детей от всяческого рода «вредной» информации. А две недели назад о своем закрытии объявила газета «Первое сентября». В обращении к читателям редакция газеты, основанной в 1992 году Симоном Соловейчиком, отмечала: «Наступает новое время для страны, для школы, для учителей и учеников. И в этом времени нет места для газеты Симона Соловейчика. Она была рождена в другие годы и для другого; в этом ее мощь и ее уязвимость. Как и все мы — те, кто всерьез выбрал «ПС», заново родившиеся в начале девяностых, — она явилась на свет на волне веры в то, что историю можно направить, свершить, уйдя от советского опыта тотальной директивности; разумным, мирным словом можно изменить школу и учителя, опереться на лучшее в каждом — на человеческое в человеке».
Это заявление многие связали с административным давлением на газету, но главный редактор «Первого сентября» Елена Бирюкова, выступая на семинаре в Вышке, сказала, что решение редакция принимала самостоятельно — это был «нравственный выбор». В газете не захотели ни делать вид, что все вокруг замечательно, ни уходить в поле политической оппозиции. По словам Елены Бирюковой, реакционный поворот свершился не только в образовании, но и во всей стране. В образовательной сфере он проходил в два этапа: сначала «школа прогнулась под экономику», а теперь «экономика прогибается под политику». Новую модель финансирования образования и, прежде всего, школ Елена Бирюкова «по простоте лозунгов и механизмов реализации» сравнила с «большевистской модернизацией». «Произошло расчеловечивание, и ответ газеты «Первое сентября» связан ровно с этим», — сказала главред.
А вот директор московского центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский считает, что назвать нынешний тренд консервативным нельзя. Дело в том, что слово «консерватизм» совершенно необоснованно приобрело отрицательную коннотацию. «Консервативного сценария сегодня нет, — сказал Ефим Рачевский. — Сегодня сценарий — большевистско-непредсказуемый. Говорить надо не о консерватизме и не о реакционности, а о колоссальной дури, которая присутствует в сознании имитирующих активную деятельность образовательных чиновников разного уровня, прежде всего регионального».
По мнению Рачевского, нынешний закон «Об образовании в РФ» имеет чрезвычайно либеральный характер и предоставляет множество свобод образовательному сообществу. Расширяет права школ и 83-й федеральный закон, касающийся деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Но порой складывается ощущение, что в регионах эти законы мало кто читал: уровень компетенции административных работников от образования чрезвычайно низок.
Ефим Рачевский обозначил и другую тенденцию — мифологизации советской школы и ностальгии по ней. «Разумеется, людям, чья зона ближайшего развития ограничена единым учебником про все, хочется, чтобы ими управляли», — заметил Рачевский. Впрочем, он не согласен с пессимистическими прогнозами и уверен, что поворота назад российское общество не допустит.
К оценке текущей ситуации нужно подходить «без лишнего алармизма и безоглядного оптимизма», считает, в свою очередь, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. «Споры идут о том, надо ли нам всех поставить в одну колею из опасений, что если мы этого не сделаем, то все пойдет в разнос, или не надо», — обозначил он позицию условных «консерваторов».
Исак Фрумин напомнил, что в последней книге Анатолия Пинского, памяти которого по традиции посвящаются заключительные семинары Института образования, есть статья «Педагогика свободы». В ней Пинский называл три условия такой свободы: трансформация содержания и методов обучения, трансформация экономики образования и трансформация законодательно-правовой базы образования. «Мы видим, что сегодня, при всех печалях, по каждому из этих направлений есть сдвиги», — считает Исак Фрумин.
Новый механизм финансирования дополнительного образования
О новой Концепции дополнительного образования детей в РФ рассказал на семинаре директор Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергей Косарецкий. Ее разработчикам пришлось иметь дело с типичными для бюджетной сферы проблемами. Так, государство устанавливает формальные ориентиры (например, повышение зарплаты педагогов и эффективности расходования средств). Но для их достижения многие организации идут по формальному же пути. Вместо поиска резервов и оптимизации системы управления сокращают длительность образовательных программ или заменяют качественные, требующие больших ресурсов, программы на дешевые.
Работа над концепцией, подчеркнул Сергей Косарецкий, была связана с «отстаиванием дополнительного образования как пространства, обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор». Авторы концепции полагают, что дополнительное образование должно быть не унифицированным, а персональным, открытым, вариативным и мотивирующим. Но чтобы сделать его таким, нужны новые управленческие и финансовые решения. И они были найдены.
Финансировать будут не организации в сфере дополнительного образования, а программы, которые они подготовят и которые окажутся востребованными у потребителей
Как рассказала один из авторов концепции, директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина, ключевой принцип состоит в поддержке выбора. Финансирование предлагается сделать персонифицированным. Финансировать будут не организации в сфере дополнительного образования, а программы, которые они подготовят и которые окажутся востребованными у потребителей. Этот принцип коснется и программ негосударственных образовательных учреждений, претендующих на бюджетное финансирование.
Еще одна новация — использование института бюджетных назначений. Гражданам предлагается предоставить право распоряжаться частью их подоходного налога. Определенную его долю (1-2%) налогоплательщик сможет направить на развитие образовательных программ. «Это чрезвычайно важно, — отметила Ирина Абанкина. — Поскольку подоходный налог является основой региональных и муниципальных бюджетов, то институт бюджетных назначений мы рассматриваем как институт общественного выбора».
При этом — важная оговорка — сохраняется механизм нормативно-подушевого финансирования музыкальных школ, школ искусств и спортшкол. Авторы концепции не отказываются и от механизмов косвенного бюджетного финансирования. Концепцией предусмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам и предоставление государственных гарантий для перспективных стартапов в сфере дополнительного образования.
Зарплаты растут, но какой ценой?
Напомним, что в мае 2012 года президент Путин подписал ряд указов, реализация которых должна была привести к существенному повышению зарплат в социальной сфере. Большая нагрузка по их исполнению легла на региональные бюджеты, но одна цель — остановить люмпенизацию целой профессиональной группы (в данном случае учителей) — была, похоже, достигнута. Во всяком случае 2013 год стал, по словам директора департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки РФ Григория Андрущака, «годом максимального скачка зарплат». В среднем в регионах зарплаты педагогов выросли более чем на 40%. Но уже в 2014 году этот рост будет менее значительным (20-25%).
В прошлом году фонд оплаты труда работников образования всех уровней составил около 900 миллиардов рублей, в этом году он превысит триллион рублей
В прошлом году фонд оплаты труда работников образования всех уровней составил около 900 миллиардов рублей, в этом году он превысит триллион рублей. Для поддержания зарплат на достойном уровне в дальнейшем расходы системы образования необходимо оптимизировать. Через внутреннюю экономию регионы вряд ли смогут высвободить необходимые средства. Положение будут осложнять демографические факторы: уже сейчас прием в школы почти в два раза больше выпуска, на финансирование новых мест (по оценкам, это 3,5-4 миллиона мест к 2020 году) понадобятся дополнительные ресурсы.
«Муниципалитеты вынуждены все больше и больше средств тратить только на заработную плату», — подтвердил начальник департамента общего образования Томской области Александр Щипков. Базовая часть зарплаты педагогов увеличивается, но для этого приходится сокращать долю так называемых стимулирующих выплат. Пока что области удается выполнять свои социальные обязательства, но очевидно, что в ближайшие годы федеральному правительству и регионам необходимо будет находить новые механизмы финансирования образовательных расходов.
Олег Серегин, специально для новостной службы портала ВШЭ
Абанкина Ирина Всеволодовна
Директор Института развития образования
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования
Каспржак Анатолий Георгиевич
Профессор Департамента образовательных программ
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Директор Центра социально-экономического развития школы
Вам также может быть интересно:
Педагогов для Кабардино-Балкарии будут готовить в магистратуре совместно с НИУ ВШЭ
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (КБГУ) и Высшая школа экономики заключили соглашение о сотрудничестве в сфере реализации основных образовательных программ высшего образования. В рамках соглашения уже в этом учебном году начнется реализация совместной магистерской программы «Педагогическое образование».
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
«Плохо проведенный урок — преступление»
Магистерская программа «Педагогическое образование» была открыта в Институте образования НИУ ВШЭ в прошлом учебном году. Главной ее особенностью стало включение педагогической практики в учебный план: с первых дней учебы студенты преподают в московских школах.
Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров
В этом году в НИУ ВШЭ впервые начинается набор на магистерскую программу «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» по направлению «Педагогическое образование». Ее выпускники будут учить школьников по-новому.
Кто такие тьюторы и на каких магистерских программах ВШЭ их готовят?
В российской системе образования будет расти спрос на специалистов, помогающих детям выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Почему это будет происходить и где готовят таких специалистов, рассказал академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование», ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.
ВШЭ будет готовить учителей математики нового поколения
Факультет математики ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы ведет набор на две образовательные программы — бакалаврскую и магистерскую, где будут готовить учителей математики, способных также преподавать информатику и физику.
41%
россиян в возрасте 25-64 лет, получающих дополнительное образование, делают это для общего развития или следуя своим увлечениям.
Педагогическим вузам придется наладить подготовку сверхлюдей
Что должны уметь современные учителя, по каким программам их готовить и как вообще должно измениться педагогическое образование в России, обсудили 22-24 октября участники конференции, организованной Московским городским психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Высшей школой экономики.
6%
школьников занимаются в научно-технических кружках, в основном в математических и компьютерных. Это, как оказалось, экзотические увлечения.
15%
слушателей всех российских программ дополнительного образования учатся для общего развития, из-за тяги к знаниям и общению.