Академический рынок: конкурентам не выжить без сотрудничества
В Высшей школе экономики прошла первая конференция «Кадровые резервы университетов». Представители нескольких десятков российских вузов — от Петрозаводска до Владивостока — обменивались опытом создания кадровых резервов в своих университетах, обсуждали общие проблемы академического рынка труда, разбирали кейсы отдельных университетов.
В Высшей школе экономики прошла первая конференция «Кадровые резервы университетов». Представители нескольких десятков российских вузов — от Петрозаводска до Владивостока — обменивались опытом создания кадровых резервов в своих университетах, обсуждали общие проблемы академического рынка труда, разбирали кейсы отдельных университетов.
На конференцию приехали участники из различных по величине и рейтингу университетов: и федеральные, и национально-исследовательские, и отраслевые, и классические вузы, и филиалы различных высших учебных заведений. «Задачи развития академического рынка России и повышения международной конкурентоспособности вузов требуют и новой политики в области человеческого капитала, — говорит одна из организаторов конференции, координатор Кадрового резерва ВШЭ Татьяна Ишмуратова. — Некоторые вузы стали системно работать с развитием профессионального потенциала сотрудников уже некоторое время назад, другие только начинают этим заниматься. Отсюда интерес к соответствующим программам, в частности, к работе с кадровыми резервами. К нам приехали коллеги, которые хотят познакомиться с уже имеющимися практиками, и готовые поделиться своим опытом».
Кооперация будет полезна всем
Открывая конференцию, проректор Высшей школы экономики Мария Юдкевич отметила, что существующая между вузами конкуренция за студентов и преподавателей должна сопровождаться кооперацией. По ее мнению, от создания единого академического рынка и выработки общих стандартов поведения на нем в конечном итоге выиграют все университеты: «Нет задачи регулировать, кто куда пойдет работать — нельзя контролировать перемещение трудовых ресурсов. Речь идет о том, чтобы, с одной стороны, создать людям, строящим карьеру, наиболее благоприятные условия, а с другой — помочь университетам наладить эффективную систему привлечения кадров».
Начнем со «свежих» кандидатов
О возможностях развития академического рынка в России говорил в своем докладе и проректор ВШЭ Сергей Рощин. Одной из основных проблем, по его словам, как для исследователей, изучающих этот рынок, так и для управленцев, непосредственно участвующих в его создании, является его непрозрачность и закрытость. Если в США университеты боятся брать своих выпускников из-за риска «герметизации» академического развития, то в России университеты не хотят брать чужих из-за опасений, что те не будут соответствовать научной школе и корпоративной культуре. При этом в нашей стране практически полностью отсутствует внешний академический рынок, а на внутреннем наблюдается перепроизводство кадров (чем лучше работает вуз со своими аспирантами, тем меньше шансов, что он сможет взять к себе на работу всех новоиспеченных кандидатов).
Для решения этой проблемы Рощин предложил начать с реформирования академического рынка труда «свежих» кандидатов наук. Например, синхронизировать их «выпуск» по времени с конкурсными процедурами университетов и графиками образовательного процесса, начать проводить «контрактные ярмарки», учитывая специализацию регионов по исследовательским и образовательным направлениям, создать виртуальный ресурс для формирования заявок на найм и сбор предложений кандидатов. Но для реализации этих изменений должно появиться достаточное число университетов, которое готово делать эффективные контрактные предложения.
Как устроены конкурсные процедуры в Вышке
О том, как строится кадровая политика, и в частности, реализуются конкурсные процедуры и найм сотрудников в Высшей школе экономики, участникам конференции рассказал первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. В Вышке этим летом был впервые проведен реальный конкурс на должности профессорско-преподавательского состава, он проводился по аналогии с процедурами международного рекрутинга. Была проведена специальная PR-кампания по распространению информации в профессиональном сообществе о конкурсном отборе преподавателей в ВШЭ. В итоге в Москве почти каждое третье заявление, поданное на конкурс, пришло от внешнего кандидата.
Международный рекрутинг: как войти в Лигу чемпионов
Проректор ВШЭ Константин Сонин*, отвечающий за найм сотрудников в рамках академического международного рекрутинга, поделился с коллегами опытом реализации этой политики в университете, а также рассказал о том, как это происходит в ведущих зарубежных вузах.
Если мы воспитываем или приглашаем хорошего исследователя, создаем условия для его профессионального роста, то всегда есть вероятность, что он уедет, получив более выгодное предложение. Это нормальная ситуация, в которой живут 99% всех вузов мира
Как исследователь, занимающийся экономикой футбола, он сравнил задачу, стоящую перед ведущими российскими вузами (математикам — выйти на уровень ведущих мировых вузов, а гуманитариям — хотя бы появиться на мировой академической карте) с задачей подготовить провинциальную футбольную команду до Лиги чемпионов. По словам Сонина*, бессмысленно платить огромные гонорары уже играющим в команде игрокам, надо нанять новых и так построить кадровую политику, чтобы происходила постоянная ротация кадров — чем выше поднимается команда в турнирной таблице, тем сильнее в нее приходят игроки.
На вопрос (очевидно, что он страшит многих), не опасно ли наличие такого рынка и конкуренции перетеканием ресурсов из более слабых университетов в более сильные, он ответил, что участь любого университета, который пытается конкурировать на международной арене, не накопление кадрового капитала, а постоянная работа с потоком сотрудников. «Если мы воспитываем или приглашаем хорошего исследователя, создаем условия для его профессионального роста, то всегда есть вероятность, что он уедет, получив более выгодное предложение, — констатировал Сонин*. — Это нормальная ситуация, в которой живут 99% всех вузов мира. Это лишь говорит о важности разработки грамотной процедуры найма: важно научиться эффективно нанимать и «отпускать» сотрудников».
Конкурировать с мэтрами – можно
Опыт самой Вышки показывает, что динамично развивающиеся университеты способны хорошо конкурировать с метрами академического рынка. Кейсы, которые представляли другие участники конференции, также подтверждают, что если университеты продумывают свои кадровые стратегии, у них есть шанс вступить в игру, во всяком случае, на национальном уровне. Привлечение и стимулирование сотрудников не определяется только одним фактором — зарплатой. Одни делают ставку на развитие научной школы, другие — на внедрение в организационную структуру бизнес-моделей, третьи — на программы повышения квалификации и стимулирование академической мобильности сотрудников.
Конференция показала, что, несмотря на различие в финансовых, инфраструктурных, региональных условиях и моделях университетов, у них множество общих проблем, решение которых во многом зависит от эффективности кооперативных действий и того, как будет происходить формирование российского академического рынка
О впечатлениях участников конференции и о том, как работают кадровые резервы в разных университетах, читайте в свежем выпуске «Академической среды».
* Константин Сонин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Мамбергер Татьяна Владимировна
Координатор Кадрового резерва ВШЭ
Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор ВШЭ
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ
Сонин Константин Исаакович
Проректор ВШЭ
Юдкевич Мария Марковна
Проректор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Сотрудники НИУ ВШЭ стали выпускниками программы развития кадрового резерва в области науки и высшего образования
В Координационном центре Правительства России прошла заключительная защита проектов участников программы развития кадрового резерва в области науки, технологий и высшего образования. Выпускниками программы стали более 80 управленцев, в том числе директор кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая и заместитель проректора НИУ ВШЭ Данил Федоровых.
Практики развития человеческого капитала: как создать среду для развития людей и университета
10 лет назад в Высшей школе экономики было положено начало реализации программы кадрового резерва университета. Юбилейный 2016 год позволил не только подвести итоги первого десятилетия, но и организовать площадку, где российские коллеги обсудили самые разные подходы к созданию в университетах условий для развития и реализации талантливых сотрудников.
Как подготовить доклад на научную конференцию?
В этом выпуске «Академической среды» своим опытом и советами по подготовке, чтению доклада и его обсуждению делятся преподаватели Вышки — экономист Алексей Белянин, математик Евгений Фейгин и филолог Гасан Гусейнов.
Если тебя нет в Scopus, значит, ты не существуешь
Должны ли все журналы, выпускаемые Вышкой, переходить в перспективе на английский язык? Как привлекать к публикации в них иностранных коллег? Как сделать российское научное издание узнаваемым в международном академическом пространстве? Свежий, 33-й, номер «Академической среды» (приложение к бюллетеню ВШЭ «Окна роста») посвящен вопросам продвижения журналов, издаваемых университетом, в базе научного цитирования Scopus.
50
российских и иностранных вузов примут участие в Дне российских университетов, который пройдет сегодня в Вышке.
Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам
Университеты деградируют не только в силу нехватки денег, приема слабых студентов, отсутствия связи с профессиональным сообществом и утечкой умов. Спасительной «перезагрузке» вузов мешает и консерватизм их руководства, преподавателей и ученых, отметили научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и младший научный сотрудник этого института Михаил Лисюткин в докладе «Феномен деградирующих университетов в России. Постановка проблемы».
У российских университетов диагностирована «программная шизофрения»
В каждом ведущем вузе есть различные программы развития, в которых определяется его миссия, цели и задачи, приоритетные направления и многое другое. Зачем нужны эти программы и как оценить их результаты, обсудили участники традиционного семинара Института образования ВШЭ.
В России стартует исследование студентов ведущих вузов
16 октября, в предварительный день конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования «Дифференциация в динамично меняющихся системах образования: вызовы и возможности», состоялось заседание рабочей группы межвузовского исследовательского проекта «Траектории и опыт студентов университетов России», который планируется реализовать в 2015-2019 годах.
Как оценить эффективность научного института
«ПостНаука» попросила нескольких ученых поделиться своим мнением о том, какие критерии необходимо принимать во внимание при оценке эффективности научных институтов. Среди высказавшихся были и исследователи из ВШЭ.
Более половины студентов работают во время учебы в вузе
Большинство российских студентов-старшекурсников работают. Основной причиной совмещения учебы и работы является желание набраться опыта, а не потребность в финансовых средствах, отметили заведующий научно-учебной лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин и аналитик этой лаборатории Виктор Рудаков в исследовании «Совмещение учебы и работы студентами российских вузов».
Сонин Константин Исаакович*
проректор ВШЭ