«Если вы прервали коммуникации — считайте, что проиграли»
В Высшей школе экономики прошла международная конференция «Кризисные коммуникации органов управления в спорте: активные против реактивных стратегий». Топ-менеджеры ФИФА рассказали о том, как одна из крупнейших международных организаций выстраивает отношения с прессой, политиками и общественным мнением.
Конференция была организована Высшей школой экономики, Международным центром спортивных исследований (CIES) ФИФА при участии Федерации спортивных менеджеров России для слушателей совместной магистерской программы ВШЭ и CIES/ФИФА «Менеджмент в сфере спорта». Главными спикерами конференции стали директор по коммуникациям и связям с общественностью ФИФА Вальтер де Грегорио и специальный советник по коммуникациям президента ФИФА Питер Харгитей.
По словам господина Харгитея, в последние 15 лет ФИФА столкнулась с тремя кризисными ситуациями, которые могли нанести существенный ущерб футбольной организации. Первый кризис был связан с банкротством в начале «нулевых» крупной маркетинговой компании ISL, владевшей эксклюзивными права на продажу телетрансляций чемпионата мира по футболу — события, которое наряду с Олимпийскими играми собирает самую большую глобальную телевизионную аудиторию.
Следующая волна критики обрушилась на ФИФА в связи с выборами стран-хозяек чемпионатов мира 2018 года (Россия) и 2022 года (Катар). Впервые голосование по двум чемпионатам проходило одновременно. «Президент ФИФА Зепп Блаттер потом признал, что это была плохая идея», — сказал Харгитей. Выбор России и Катара породил сомнения в объективности голосующих членов исполкома ФИФА, раздавались даже обвинения в подкупе (впрочем, никогда не доказанные). Особенно «старалась» английская пресса, ставшая главным «обличителем» ФИФА. В дело вмешивалась и политика. Столь крупная и влиятельная организация, как ФИФА, многими странами рассматривается как инструмент политического давления на оппонентов (вспомним призывы «отобрать» или бойкотировать ЧМ-2018).
Приглашайте самых злостных критиков за стол переговоров. Восемь из десяти услышат вас, вы сможете с ними строить отношения, и они перестанут видеть в вас исчадие ада
Но, вероятно, самый большой удар по репутации ФИФА нанес глава Азиатской конфедерации футбола Мохаммед бин Хаммам. В 2011 году он выдвигался на пост президента ФИФА, но был изобличен в попытке подкупа, а затем конфликте интересов и был пожизненно отстранен от любой деятельности, связанной с футболом.
В таких условиях ФИФА нужно было не просто восстанавливать свою репутацию, но и менять имидж. Активная пиар-кампания была нацелена на то, чтобы восприятие ФИФА не сводилось к восприятию ее отдельных руководителей: в организации работают сотни честных профессионалов, благодаря которым развивается мировой футбол. Важным шагом стало и избавление управляющих органов ФИФА от людей с неоднозначной репутацией. Был создан независимый комитет по этике, расследованиями предполагаемых фактов коррупции занялся бывший американский прокурор Майкл Гарсия — человек, никак не связанный с футбольным истеблишментом.
ФИФА стала по-другому работать и со средствами массовой информации. Газетам всегда интереснее проблемы и скандалы — такие истории лучше продаются. Но на критику нужно адекватно реагировать. «Критика оппонентов может быть полезна, если она конструктивна, — отмечает Вальтер де Грегорио. — Любое взаимодействие должно строиться на доверии, очень важно всегда оперировать фактами, только так можно повлиять на негативное восприятие общественности».
«Приглашайте самых злостных критиков за стол переговоров, — советует Питер Харгитей. — Восемь из десяти услышат вас, вы сможете с ними строить отношения, и они перестанут видеть в вас исчадие ада». Кстати этому совету в 2003 году последовал Зепп Блаттер: он пригласил на неформальную встречу самых враждебно настроенных к нему журналистов и согласился ответить на любые их вопросы.
Но, выбирая такую линию взаимодействия, нужно понимать: это решение — стратегическое. Нужно быть постоянно готовым к общению, нельзя вдруг перестать разговаривать с оппонентами и прессой: отношение к вашей организации тут же изменится на негативное. «Коммуникации — это работа, которая должна вестись непрерывно, — подчеркивает Питер Харгитей. — Если вы сделали перерыв во взаимодействии — считайте, что проиграли».
Вам также может быть интересно:
Голы, очки, секунды, деньги: Дмитрий Дагаев рассказал, зачем спорту нужна математика
Чем занимается экономика спорта? Какую роль математические методы играют в спортивном менеджменте? Сможет ли искусственный интеллект заменить судей? Об этом и многом другом в интервью YouTube-каналу Вышки рассказал Дмитрий Дагаев, заведующий Научно-учебной лабораторией исследований спорта факультета экономических наук, директор по академическому развитию НИУ ВШЭ.
«Сборная во время чемпионата — корабль в открытом море»
Главный тренер национальной сборной России по футболу Станислав Черчесов провел мастер-класс для слушателей и выпускников совместной программы профессиональной переподготовки ВШЭ и FIFA/CIES «Спортивный менеджмент». Некоторые тезисы его выступления — в материале новостной службы портала Вышки.
Выпускник совместной программы ВШЭ и FIFA/CIES по спортивному менеджменту стал главным тренером «Спартака»
Олег Кононов, окончивший в 2018 году программу ВШЭ и FIFA/CIES и возглавлявший ранее тульский «Арсенал», назначен главным тренером ФК «Спартак-Москва».
В ВШЭ прошел выпускной программы HSE/FIFA/CIES совместно двух кампусов
Диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Менеджмент» по программе «Спортивный менеджмент/Executive Programme in Sports Management» ВШЭ и диплом CIES/FIFA в этом году получили 43 человека из двух кампусов Вышки. В этом году слушатели программы могли посещать лекции, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, где была организована их прямая трансляция. Последний, шестой модуль программы, прошел в Пушкине под Питером. Дипломные проекты выпускники делали совместно.
Джанни Инфантино: «Чтобы двигаться вперед, спорту нужны знания и профессионалы»
Что требуется от современных менеджеров в спорте и как на его развитие влияют цифровые технологии? Эти вопросы обсуждали участники международной конференции «Спорт и будущее», организованной НИУ ВШЭ, Международным центром спортивных исследований и Ассоциацией выпускников программы FIFA Master при поддержке Российского футбольного союза.
В Вышке открывается магистерская программа по спортивному менеджменту
НИУ ВШЭ предлагает абитуриентам новую магистерскую программу «Международный спортивный менеджмент и маркетинг». О том, как и чему будут обучать на ней, рассказывает академический руководитель программы Елена Истягина-Елисеева.
Образование, которое открывает двери в индустрию спорта
До 13 октября продолжается прием на совместную программу ВШЭ и FIFA/CIES по спортивному менеджменту. Обучение на ней поможет не только развитию карьеры в спортивном бизнесе, но и в подготовке к международной программе FIFA Master. О том, как это происходит, рассказывает выпускница обеих программ Дарья Смирнова.
Футболист Роман Широков окончил совместную программу ВШЭ и FIFA/CIES и вошел в ее управленческую команду
22 сентября свои дипломы получили выпускники третьего цикла совместной программы ВШЭ и FIFA/CIES по спортивному менеджменту. Среди них известный футболист Роман Широков, который теперь будет отвечать на программе за связи со спортсменами. Новый цикл обучения на программепройдет не только в московском, но и в петербургском кампусе Вышки.
Спортивный менеджмент: как разложить свои знания по полочкам
29 сентября состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам второго цикла совместной программы профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ и FIFA/CIES «Менеджмент в области спорта». Сейчас идет прием заявлений на новый цикл программы.
Исследования интеллектуального капитала будут расширяться
В санкт-петербургском кампусе НИУ ВШЭ на минувшей неделе прошла XII ежегодная международная конференция «Intangibles, Intellectual Capital and Extra-Financial Information». Это мероприятие хорошо известно в Европе как в академической, так и в практической среде, так как собирает всех ключевых экспертов, занимающихся проблематикой интеллектуального капитала (ИК) и нематериальных активов.
Питер Харгитей
специальный советник по коммуникациям президента ФИФА