Допинг — проблема не только спорта, но и экономики
Дэнис Освальд и слушатели совместной программы ВШЭ и CIES/FIFA «Менеджмент в области спорта»
Употребление запрещенных препаратов и борьба с ними — сегодня один из наиболее актуальных вопросов для российского и мирового спорта. Последние события, связанные с отстранением сборной России по легкой атлетике от участия во всех международных соревнованиях, — очередное тому доказательство. О том, что можно, а что нельзя считать допингом, о современных методах выявления нарушений антидопингового законодательства и о том, почему употребление стимуляторов нельзя легализовать, рассказал спортивный директор CIES и Международной сети университетов CIES/FIFA Дэнис Освальд в рамках мастер-класса для слушателей совместной программы ВШЭ и CIES/FIFA «Менеджмент в области спорта».
Из истории допинга
— На самом деле, допинг в спорте был всегда, — рассказывает Дэнис Освальд. — Даже во времена первых Олимпийских игр атлеты могли использовать разного рода стимуляторы. Тогда это были растения, грибы. Позже, уже в XX веке, спортсмены начали принимать амфетамины. В 1967 году во время одного из этапов веломногодневки «Тур де Франс» британский гонщик Том Симпсон за несколько километров до финиша на горе Мон-Ванту вдруг упал с велосипеда. Зрители и болельщики помогли ему подняться и продолжить гонку, но через несколько метров он снова упал, и больше подняться уже не смог. Спасти Симпсона не удалось. Причиной смерти спортсмена врачи назвали сердечный приступ, который спровоцировал прием амфетаминов. Случай с Симпсоном тогда вызвал много шума — гонщик погиб на виду у зрителей и прямо перед объективами многочисленных фотокамер. Тогда стали говорить о вреде допинга для спортсменов и о том, что с этим необходимо что-то делать.
Тем не менее, всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) было основано только в 1999 году. На сегодняшний день оно представляет собой организацию, которая выполняет главную функцию по борьбе с допингом. ВАДА имеет штаб-квартиру в канадском Монреале, часть финансирования организации происходит из средств Международного олимпийского комитета, часть средств ВАДА получает от правительств стран мира.
Современные проблемы допинг-контроля
— Одно из главных препятствий для борьбы с допингом сейчас состоит в том, что не всегда возможно четко определить, что именно есть допинг, — считаетДэнис Освальд. — Возьмем так называемый ЭПО — эритропоэтин. Это гормон, который способствует выработке эритроцитов. Чем больше эритроцитов в крови, тем выше содержание кислорода. Таким образом, применение ЭПО серьезно увеличивает кислородную емкость крови, а значит — способствует лучшей работе мышц и большей выносливости. ЭПО относят к допингу. Но увеличение кислородной емкости крови также наступает после тренировок в среднегорье. Возникает вопрос: стоит ли пребывание спортсменов в горах непосредственно перед соревнованиями считать допингом? Кроме того, существуют специальные камеры, в которых сымитированы условия среднегорья. После нескольких часов в такой камере спортсмен также становится более выносливым за счет увеличения кислородной емкости крови. Приравнивать ли использование камер к использованию допинга?
Допинг-проба чемпиона Европы по гребле грека Иоанниса Цамиса дала положительный результат после того, как спортсмен в течение некоторого времени принимал препарат против облысения
Схожие вопросы возникают и по поводу других веществ. Например, считать ли допингом бета-адреноблокаторы? Эти вещества не повышают выносливости и не делают человека сильнее. Тем не менее они уменьшают реакцию организма на стресс, снижают частоту и силу сердечных сокращений и могут использоваться некоторыми спортсменами для успокоения и снижения тремора в таких дисциплинах, как, например, стрельба из лука, пулевая стрельба, прыжки в воду.
Для того, чтобы спортсмен мог точно знать, что именно относится к категории допинга, ВАДА публикует список запрещенных препаратов и ежегодно обновляет его, внося все новые и новые стимуляторы.
— И сами атлеты, и медицинский персонал должны быть очень внимательными, — отмечает Дэнис Освальд. — Иногда причиной дисквалификации становились простые капли против насморка, в которых содержалось запрещенное вещество, или биодобавки.
Один из примеров, который приводит Дэнис Освальд в своей лекции, — это случай с чемпионом Европы по гребле греком Иоаннисом Цамисом. Его допинг-проба дала положительный результат после того, как спортсмен в течение некоторого времени принимал препарат против облысения.
Легализация допинга
Современная наука не стоит на месте, в мире появляются все новые и новые виды допинга — продукты достижений протеомики и метаболомики. Спортсмены используют так называемый кровяной допинг — переливают собственную или донорскую кровь, обогащенную эритроцитами. Известно и о разработке генного допинга.
Меня часто спрашивают, не было бы правильнее просто легализовать допинг, раз антидопинговым службам приходится затрачивать столько сил и средств, чтобы успеть за развитием допинг-индустрии. И я всегда отвечаю — нет
— Приходится развивать новые методики и способы выявления применения допинга, — отмечает Дэнис Освальд. — Приведу простой пример. В какой-то момент спортсмены, употребляющие запрещенные вещества, научились «выводить» их из организма. Это привело к невозможности в некоторых случаях устанавливать факт приема запрещенного препарата во время стандартной процедуры допинг-контроля после соревнований. Но и из этой ситуации нашелся выход. Теперь пробы часто берут во внесоревновательный период. Представитель антидопинговой службы при необходимости может сделать это в любой день. Поэтому сейчас каждый спортсмен обязан сообщать антидопинговым службам о своем местонахождении и оперативно уведомлять их о любых изменениях своих планов. По поводу этого правила ведется много споров, потому что, конечно, в какой-то степени оно нарушает прайваси атлетов. Тем не менее пока только такими способами можно бороться с употреблением запрещенных веществ. Конечно, чем совершеннее технологии производства допинга, тем сложнее антидопинговым службам за ними угнаться. Требуется все больше новых исследований, а для этого нужно все больше средств. Деньги необходимы и для проведения серьезных расследований в тех случаях, когда в распространении и употреблении допинга замешаны не только спортсмены, но и тренеры, медицинский персонал, спортивные чиновники.
Таким образом, проблема допинга становится не только проблемой спорта, но и проблемой экономики. А также — социальной проблемой. Меня часто спрашивают, не было бы правильнее просто легализовать допинг, раз антидопинговым службам приходится затрачивать столько сил и средств, чтобы успеть за развитием допинг-индустрии. И я всегда отвечаю — нет. Почему? Потому что, во-первых, в этом случае мы станем свидетелями того, какое пагубное влияние окажут стимуляторы на организм спортсменов. А во-вторых, если это случится, спорт как явление просто перестанет существовать.
Совместная программа профессиональной переподготовки «Менеджер в области спорта» была открыта в 2014 году. Ее первыми выпускниками стали более 30 человек, получившие дипломы НИУ ВШЭ и CIES (Международного центра спортивных исследований, созданного FIFA при участии Университета Невшателя). Высшая школа экономики является одним из 16 университетов-партнеров FIFA/CIES и единственным — в России.
В 2015 году на программу поступили 29 человек. Им предстоит 8-месячный цикл обучения в очно-заочном формате, аудиторные занятия разбиты на несколько недельных модулей. Семинары, лекции и мастер-классы на программе проводят ведущие российские и зарубежные спортивные менеджеры, экономисты и юристы, а также известные тренеры и руководители спортивных организаций. В процессе обучения слушатели должны подготовить выпускной проект, который им предстоит защитить перед аттестационной комиссией с участием представителей FIFA/CIES. Авторы лучших проектов получают возможность участвовать в глобальном конкурсе за право представить свою работу топ-менеджерам FIFA.
Мария Цырулева, редактор отдела спорта журнала «Русский репортер» специально для портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Голы, очки, секунды, деньги: Дмитрий Дагаев рассказал, зачем спорту нужна математика
Чем занимается экономика спорта? Какую роль математические методы играют в спортивном менеджменте? Сможет ли искусственный интеллект заменить судей? Об этом и многом другом в интервью YouTube-каналу Вышки рассказал Дмитрий Дагаев, заведующий Научно-учебной лабораторией исследований спорта факультета экономических наук, директор по академическому развитию НИУ ВШЭ.
«Сборная во время чемпионата — корабль в открытом море»
Главный тренер национальной сборной России по футболу Станислав Черчесов провел мастер-класс для слушателей и выпускников совместной программы профессиональной переподготовки ВШЭ и FIFA/CIES «Спортивный менеджмент». Некоторые тезисы его выступления — в материале новостной службы портала Вышки.
Выпускник совместной программы ВШЭ и FIFA/CIES по спортивному менеджменту стал главным тренером «Спартака»
Олег Кононов, окончивший в 2018 году программу ВШЭ и FIFA/CIES и возглавлявший ранее тульский «Арсенал», назначен главным тренером ФК «Спартак-Москва».
В ВШЭ прошел выпускной программы HSE/FIFA/CIES совместно двух кампусов
Диплом о профессиональной переподготовке по направлению «Менеджмент» по программе «Спортивный менеджмент/Executive Programme in Sports Management» ВШЭ и диплом CIES/FIFA в этом году получили 43 человека из двух кампусов Вышки. В этом году слушатели программы могли посещать лекции, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, где была организована их прямая трансляция. Последний, шестой модуль программы, прошел в Пушкине под Питером. Дипломные проекты выпускники делали совместно.
Джанни Инфантино: «Чтобы двигаться вперед, спорту нужны знания и профессионалы»
Что требуется от современных менеджеров в спорте и как на его развитие влияют цифровые технологии? Эти вопросы обсуждали участники международной конференции «Спорт и будущее», организованной НИУ ВШЭ, Международным центром спортивных исследований и Ассоциацией выпускников программы FIFA Master при поддержке Российского футбольного союза.
В Вышке открывается магистерская программа по спортивному менеджменту
НИУ ВШЭ предлагает абитуриентам новую магистерскую программу «Международный спортивный менеджмент и маркетинг». О том, как и чему будут обучать на ней, рассказывает академический руководитель программы Елена Истягина-Елисеева.
Образование, которое открывает двери в индустрию спорта
До 13 октября продолжается прием на совместную программу ВШЭ и FIFA/CIES по спортивному менеджменту. Обучение на ней поможет не только развитию карьеры в спортивном бизнесе, но и в подготовке к международной программе FIFA Master. О том, как это происходит, рассказывает выпускница обеих программ Дарья Смирнова.
Футболист Роман Широков окончил совместную программу ВШЭ и FIFA/CIES и вошел в ее управленческую команду
22 сентября свои дипломы получили выпускники третьего цикла совместной программы ВШЭ и FIFA/CIES по спортивному менеджменту. Среди них известный футболист Роман Широков, который теперь будет отвечать на программе за связи со спортсменами. Новый цикл обучения на программепройдет не только в московском, но и в петербургском кампусе Вышки.
Спортивный менеджмент: как разложить свои знания по полочкам
29 сентября состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам второго цикла совместной программы профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ и FIFA/CIES «Менеджмент в области спорта». Сейчас идет прием заявлений на новый цикл программы.
«Я знаю, что в моей жизни будет еще не одна Олимпиада»
На завершившейся в Рио Олимпиаде работали несколько выпускников НИУ ВШЭ. Елена Стенькина, Дарья Смирнова и Евгения Долина рассказывают о том, как благодаря Вышке они пришли в спортивную индустрию, хотя еще несколько лет назад даже не представляли себе, что будут как-то связаны со спортом.
Дэнис Освальд
спортивный директор CIES и Международной сети университетов CIES/FIFA