Выпускники 13 аспирантских школ Вышки получили дипломы
Из 300 аспирантов только 126 подошли к финальному этапу — защите научной диссертации. Поздравить выпускников пришел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. По его словам, такой отсев говорит о серьезности намерений получивших дипломы: «Многие из вас работают, но продолжают интеллектуально вкладываться в себя».
Фабрика мысли
Некоторые выпускники уже защитились, но большинство завершат процедуру в течение года. Это третий выпуск аспирантов, которые получат степень кандидата наук Высшей школы экономики. «Хочу пожелать, чтобы ваш путь, который начался с подачи документов в аспирантуру, не закончился сегодняшним днем — днем, когда вы получаете диплом выпускника. Я желаю вам, чтобы вы защитили как минимум кандидатскую диссертацию, которая станет свидетельством ваших профессиональных навыков: умения учиться, размышлять, формулировать и, самое главное, доказывать собственные гипотезы», — обратился к выпускникам проректор.
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики
Продолжайте научный путь, делайте открытия, которыми будете гордиться и которые будут работать на пользу нашей стране и, возможно, всему миру
Вячеслав Башев напомнил, что в этом году совокупный прием в Лицей, бакалавариат и магистратуру Вышки в Москве и трех региональных кампусах составил 15 000 человек. «Если мы сохраним темп, через три года в нашем университете будет примерно 60 000 студентов. И вот эта огромная фабрика мысли, интеллектуальная фабрика — прекрасное место для самосовершенствования», — подчеркнул он.
Глобальные вопросы — в центре внимания выпускников аспирантуры
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики
Тема диссертации, которую две недели назад защитила выпускница аспирантской школы по психологии Анастасия Федорова, посвящена связи креативности и конфликтного поведения. С научным руководителем Миланой Хачатуровой Анастасия работает уже девять лет, начиная с бакалавриата.
«Мне нравилась креативность (об одной из научных статей на эту тему Анастасия рассказывала IQ.HSE – прим. ред.), а Милане Радионовне конфликтность, и мы это объединили. После аспирантуры я планирую работать в своей компании: мы занимаемся разработкой нейросетей для предсказания поведения людей по открытым источникам, таким как социальные сети и интернет. Используя большие данные, психологи могут узнать характер человека, ценности, мотивацию, потребности. Я начинала в подобных проектах около шести лет назад и в позапрошлом году основала собственную компанию», — рассказывает выпускница. Также у Анастасии есть планы поехать в Европу на постдок.
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики
Выпускница аспирантской школы по образованию и младший научный сотрудник Лаборатории исследований студенческого опыта (SERU Lab) Ирина Щеглова, наоборот, не так давно прошла очередную научно-исследовательскую стажировку за рубежом. Это был курс по оценке образования в Калифорнийском университете Беркли. Ирина с удовольствием вернулась в альма-матер: «На самом деле мне очень нравится в Высшей школе экономики. Я чувствую себя, как дома, мне кажется, тут больше возможностей для развития». Диссертация исследовательницы посвящена взаимосвязи вовлеченности студентов во внеучебные мероприятия и развития навыка критического мышления. Например, посещая клуб дебатов или занимаясь волонтерством, студенты взаимодействуют друг с другом, они вовлечены в социальные задачи. «На них возлагается роль, где нужно анализировать и синтезировать информацию, взаимодействовать с другими людьми, принимать решения. За счет этого они могут практиковать навыки, которые они получили в университете, но пока не могут применить. Так называемая “внеучебка” становится кусочком реальной жизни, где они могут попробовать себя», — комментирует Ирина.
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики
Активно взаимодействует с глобальным научным сообществом и выпускник аспирантской школы по компьютерным наукам, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных (LAMBDA) Максим Борисяк. Его исследование в коллаборации с Нью-Йоркским университетом и Калифорнийским университетом в Ирвайне позволило разработать систему обработки данных для космической обсерватории на основе мобильных телефонов. Дело в том, что камера смартфона способна детектировать следы космических частиц. «Мы нацелены на волонтеров, которые должны установить на свой мобильный телефон специальное приложение. Оно будет автоматически включаться по ночам и единственное, что требуется от их владельцев — положить смартфон камерой вниз и поставить на заряд, — объясняет Максим. — Разработка в первую очередь интересна экспериментальным астрофизикам. Суть нашей обсерватории в том, что она покрывает большое пространство за счет большого количества волонтеров. Мы можем собирать информацию об очень редких явлениях, в том числе о космическом излучении ультра-высоких энергий, которое мало изучено на данный момент».
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики
Выпускник аспирантской школы по философcким наукам, стипендиат Фонда имени Александра Пятигорского Максим Мирошниченко в своей работе использовал междисциплинарный подход. Его диссертация посвящена философским проблемам когнитивной науки. «Мне кажется, философией сейчас можно заниматься только на стыке дисциплин, делая сильный акцент на способах интеграции с внешними для философии контекстами. Таким образом, философия не будет казаться спекуляцией, а внесет позитивный вклад в развитие мировой науки», — считает он. Диссертация «Феноменология как экспериментальная философия: методологические основания и перспективы междисциплинарности» стала продолжением магистерской работы Максима с научным руководителем Георгием Чернавиным.
Борисяк Максим Александрович
Мирошниченко Максим Дмитриевич
Федорова Анастасия Александровна
Вам также может быть интересно:
Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения
Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly.
На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры
28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.
«Тема тебя не отпускает, если ты чувствуешь себя новатором»
До 14 сентября продолжается прием в аспирантские школы НИУ ВШЭ. О том, как устроено обучение в аспирантуре, своих полевых исследованиях и практическом применении научных результатов рассказывают действующие аспиранты Вышки. Их темы исследований — трудные подростки, профессиональная идентичность врачей и передача убеждений между людьми.
Сетевая аспирантура
Как сделать российскую аспирантуру эффективнее? Одна из возможных новаций — сетевая аспирантура: аспирант, специализирующийся в конкретной научной области, слушает лекции ведущих ученых в этой сфере в разных вузах и научных организациях. Такой опыт в России уже есть — Национальная сеть аспирантур по биотехнологиям в нейронауках.
Философия и этика: перспективные точки пересечения
9 февраля в Высшей школе экономики прошла встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, на которой было подписано соглашение о сотрудничестве между университетом и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия.
Стратегические решения
28 января прошло первое в новом году заседание Ученого совета Высшей школы экономики. В центре дискуссии оказалось будущее университетской аспирантуры и участие Вышки в корректировке «Стратегии 2020».
Междисциплинарный семинар аспирантов
28 сентября в ГУ-ВШЭ прошел семинар группы высокого профессионального потенциала (так называемого кадрового резерва) Высшей школы экономики «Разработка концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности и повышения научного уровня диссертационной работы».
«Три года посвящены лишь подготовке диссертации»
13 сентября в Высшей школе экономики прошла встреча студентов и преподавателей с аспирантом Университета Миннесоты, выпускником ГУ-ВШЭ Константином Голяевым, он рассказал об особенностях обучения в аспирантуре американских университетов.
Аспирантура ГУ-ВШЭ может стать моделью для ведущих вузов РФ
В этом году в ВШЭ начинает действовать аспирантура полного дня, набор в которую завершается 15 сентября. Аспиранты будут получать дополнительную стипендию и зарплату за работу в проектах, что позволит им больше времени посвящать науке. О принципиально новой форме аспирантуры в интервью РИА Новости рассказывает декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.
«Мы являемся частью глобального академического рынка»
28 мая состоялось очередное заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ. Одной из главных тем в повестке дня стало развитие и реформирование университетской аспирантуры.