• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взгляд на социальную политику с другой стороны

С 13 по 24 июля в Зеленогорске (Ленинградская область) при поддержке Высшей школы экономики прошла Летняя школа «Case studies of exclusion/inclusion effects towards women and ethnic minorities».

Это третье мероприятие в рамках проекта «Критический анализ социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры», организованного Центром социальной политики и гендерных исследований при поддержке HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching, Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. Со стороны Вышки организаторами выступили кафедра социально-экономических систем и социальной политики, кафедра общей социологии и кафедра социологии (филиал ВШЭ в Санкт-Петербурге).

Участники школы — 35 начинающих и опытных преподавателей — смогли обсудить результаты и перспективы дальнейшего сотрудничества в области разработки учебных курсов, связанных с критическим анализом социальной политики. По словам одной из участниц школы, Жанны Черновой (Санкт-Петербургский филиал ВШЭ), «сложившаяся отечественная традиция изучения социальной политики тяготеет к объективистской парадигме, оставляя за рамками рассмотрения идеологию, культурный контекст. Было очень полезно посмотреть на социальную политику с другой стороны».

В качестве приглашенных преподавателей и экспертов в вопросах отношения к гендерным, расовым и этническим меньшинствам выступали известные исследователи проблем социальной политики Лена Доминелли (Университет Дарэм, Великобритания), Дарья Завиржек (Университет Любляны), Джон Раунд (ВШЭ), Виктория Шмидт (Университет Масарик, Чешская Республика), Елена Гапова (Университет Западного Мичигана, США), Стефан Фукс (Университет Виржинии, США), Павел Романов (ВШЭ, ЦСПГИ — Центр социальной политики и гендерных исследований), Елена Ярская-Смирнова (ВШЭ, ЦСПГИ), Жанна Чернова (ВШЭ).

На заседаниях школы обсуждались темы эксклюзии и инклюзии в современной социальной политике, а также статус расовых, этнических, имущественных и гендерных групп. Рассматривались теоретические перспективы и исследовательские приемы изучения социальных сервисов. Анализировались практики и дискурсивные поля защиты детей в странах транзита, а также аспекты семейной политики в сравнительной перспективе. Особое внимание участников привлекла тема женского гражданства, где был поставлен вопрос реконфигурации и системного взаимовлияния процессов углубления гендерного и классового неравенства и национализма на постсоветском пространстве. Кроме того, обсуждалась роль гражданского общества в современных неолиберальных режимах, а также теоретические аспекты соотношения понятий «идеология», «культура» и «власть».

К уже традиционным формам групповых обсуждений и дискуссионных презентаций в текущем году добавились пробные лекции участников проекта, которые служили полем для обмена преподавательским опытом. Многие участники проекта отмечали это как наиболее ценный результат своей активности на школе. «Методические рекомендации по преподаванию для меня очень важны. Особенно это актуально при переходе на новые стандарты. Интересно также было наблюдать разные стили преподавания на школе», — отметила, в частности, Ольга Мельникова (Томский государственный университет).

В рамках школы прошли также несколько научных семинаров, посвященных обсуждению промежуточных результатов работы исследовательских мини-проектов с расширенным составом участников из разных регионов России, стран СНГ, Великобритании и Боснии. Тематика мини-проектов отражает фокус научных интересов исследователей в сфере социальной политики.

Скажем, проект «Инклюзивная культура социальных сервисов» направлен на изучение степени доступности для социально уязвимых групп (этнические меньшинства, мигранты) социальных услуг, предоставляемых школами, социальными центрами и службами. Среди изучаемых кейсов — школы крупных городов (Санкт-Петербург и Казань), национальная школа в Ижевске, школа в селе Рыбушки Саратовской области, центр «Семья» в Саратове, сельские социальные службы в Бурятии. Проект «Социальные работники как агенты перемен» включает кейсы по изучению приютов для бездомных людей в Томске, «Папа-школы» в Санкт-Петербурге, создание доступной среды для людей с инвалидностью в Казани. А проект «Сравнительная семейная политика» предусматривает сравнение различных кейсов постсоветских стран регионов России, Казахстана, Белоруссии, Боснии, Герцеговины и Болгарии. На заседания круглого стола были приглашены Моника Даулинг и Мажда Бечиревич (Открытый университет, Великобритания).

Особый интерес для участников представляла работа круглого стола, посвященного методическим приемам преподавания курса «Социальная политика», а также курсов, включающих модули или темы, связанные с социально-политической проблематикой. Обсуждение преподавательских методик позволило выйти на более широкий круг вопросов, отсылающих к статусу социальных дисциплин в академическом пространстве.

Татьяна Власова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.