Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В нашей системе образования переход школа — вуз один из самых обустроенных в мире»

Дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты»

Дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты»
© Фонд Росконгресс

В последний день работы ПМЭФ прошла публичная дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты» с участием ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова. Эксперты обсудили, как улучшить ЕГЭ, сделать поступление в вузы более справедливым и эффективным.

Модератор сессии, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус подчеркнул необходимость совершенствования единого госэкзамена и приема в вузы.

Директор «Школы будущего» (Калининградская область) Алексей Голубицкий отметил, что ЕГЭ становится для жителей глубинки социальным лифтом, его процедуре все больше доверяют родители и ученики «Это один из инструментов, свободных от коррупции», — подчеркнул он.

Заместитель губернатора Санкт-Петербурга Ирина Потехина, считает, что благодаря ЕГЭ выросла конкуренция при поступлении в ведущие вузы. Она отметила, что в целом по результатам опросов многие хотят вернуться к «старым» экзаменам, однако сами старшеклассники и их родители выступают за сохранение и совершенствование единого госэкзамена. 

Ирина Потехина
© Фонд Росконгресс

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов уверен, что обсуждение проблем ЕГЭ отражает дискуссию о школе. «Стандартный родитель обращает внимание на учебу ребенка в момент его перехода с одной ступени на другую и часто начинает ругать зеркало, вместо того, чтобы побриться», — сказал он.

Ректор Вышки уверен, что ЕГЭ выполнил колоссальную социальную роль, вернув ощущение справедливости огромному числу людей. Он привел пример, что в советские годы в петербургских вузах примерно две трети студентов были иногородними. К началу 2000-х годов такую же долю составляли петербуржцы, а в последние годы ситуация вернулась к прежней модели.

Нынешнюю ситуацию, когда в вузы поступают до 45% юношей и девушек соответствующих возрастных когорт, что втрое больше, чем в советские годы, Ярослав Кузьминов назвал достижением новой России. Это значит, что они хотят подниматься выше по социальной лестнице, строить карьеру.

Есть несколько путей повышения эффективности и справедливости системы приема в вузы. Например, возможность нескольких попыток сдачи ЕГЭ.

Важным дополнением нынешней системы может стать портфолио достижений ученика в самых разных сферах спорта и искусства

«Мы можем делать его совершенно прозрачным. Родитель может пойти в МФЦ и подать заявку, что ребенок выиграл олимпиаду по шахматам», — привел пример Ярослав Кузьминов.

Инструментом совершенствования приема он считает расширение окна предметных олимпиад. Нынешнюю олимпиадную систему ректор ВШЭ назвал лучшей в мире. Однако, по его словам, нет олимпиад по инженерии, медицине, многим предметам, связанным с сельским хозяйством, что сужает отбор талантливых абитуриентов.

«Давайте вузам дадим квоты, пусть там будет один или два процента спортсменов», — предложил также он, подчеркнув, что эти новации не поставят под сомнение значимость ЕГЭ.

Ярослав Кузьминов
© Фонд Росконгресс

Необходимо устранить определенный перекос, когда москвичи и петербуржцы имеют меньше шансов поступить в столичные вузы, чем дети из других регионов. Так формируется канал напряжения в крупнейших городах, и это дело государственное. «Нам нужно искать механизмы компенсации социальной неудовлетворенности», — уверен Ярослав Кузьминов.

Он также обратил внимание, что на отдельные направления на бюджет принимают абитуриентов со средними баллами ниже 60 и даже 55 по профильным дисциплинам. Он полагает, что обучение студента с низкими баллами по математике по инженерной специальности неэффективно и может даже привести к нежелательным последствиям. Одновременно есть отдельные специальности (востоковедение, дизайн и др.), где на платных отделениях учатся студенты с высокими баллами.

Важным механизмом совершенствования приема Ярослав Кузьминов считает совершенствование образовательных кредитов, часть которого следует списывать за отличную учебу.

«В нашей системе образования, переход школа — вуз один из самых обустроенных в мире, есть система олимпиад, которой мы можем гордиться», — подытожил ректор. 

Руководитель департамента по образованию и профессиональным навыкам, специальный советник по политике в области образования при Генеральном секретаре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер назвал ЕГЭ хорошим примером на мировом уровне.

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков отметил, что речь идет не о судьбе ЕГЭ, а о совершенствовании приема в вузы. По его словам, во время пандемии в министерстве обсуждался вопрос перехода на иную систему приема, но ректоры ведущих вузов, в том числе и критики единого госэкзамена, высказались за его сохранение. Они, сказал Валерий Фальков, не заинтересованы в пересмотре правил игры и отмене ЕГЭ.

Валерий Фальков
© Фонд Росконгресс

Это не означает что экзамен не нуждается в совершенствовании, тем более, что его процедура регулярно меняется. Также назрела необходимость ревизии вузовских олимпиад. «Ее периодически надо проводить, чтобы, переосмыслить и сделать апдгрейд и детокс», — отметил министр.

По его словам, подавляющая часть университетов, получивших дополнительные ресурсы от государства в рамках программ развития высшего образования (программа «5-100», создание федеральных и опорных университетов) — это ведущие столичные вузы. Он не считает правильным «собирать всю страну в Москве и Петербурге», иначе «будет пустыня за пределами мегополисов».

Валерий Фальков уверен, что необходимо параллельно увеличивать в региональных вузах число бюджетных мест и одновременно запускать программу их развития.

Нужно помочь лидерам, которые набрали ход, важно, чтобы они шли вперед, формировали свои правила игры и не конкурировали с региональными вузами

Одновременно следует запустить программы развития для 120-125 региональных университетов, способные улучшить ситуацию на периферии. В противном случае, полагает он, средний балл для поступления в отдельные вузы может снизиться и до 38. «Надо заниматься каждым вузом и каждым регионом», — уверен министр.

В прошлом году министерство изменило условия выдачи образовательных кредитов с господдержкой, ставка по ним снизилась до 3%, продлены сроки выплаты и льготный период. В итоге число получателей кредита выросло по сравнению с 2019 годом более, чем втрое: с 3162 до 11000. Однако, отметил министр, в России неохотно берут кредиты на образование.

Кроме того, он считает, что следует устранить диспропорции в выпуске специалистов по отдельным специальностям.

Ярослав Кузьминов уточнил, что, говоря о перераспределении бюджетных мест, он не имел в виду ведущие вузы, положение в которых его устраивает: «Речь идет о соотношении с рынком труда, мы ежегодно получаем проблему некачественного заполнения бюджетных мест, и ситуации, когда человек получив 80 баллов, вынужден учится на платном отделении».

По его словам, он согласен с необходимостью роста числа бюджетных мест в региональных университетах, но нужно качественное предложение этих мест.

Ректор Вышки также подчеркнул важность формирования «длинного портфолио» достижений, которые будут объективно фиксироваться и учитываться при приеме в вузы.

«Я рад, что мы практически не ругали ЕГЭ. Это означает, что ЕГЭ развивается, модифицируется и степень удовлетворенности им со стороны школьников и вузов растет. Но нам надо не забывать об окне приема, качестве приема через собственные экзамены и колледжи», — резюмировал Ярослав Кузьминов.

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и РВБ подписали соглашение о сотрудничестве

19 июня в рамках Петербургского международного форума ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов и основатель Wildberries, глава РВБ (Объединенной компании Wildberries & Russ) Татьяна Ким подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны договорились о развитии и реализации совместных образовательных и научно-исследовательских проектов, а также поддержке профессиональных кадров. Также, в рамках соглашения РВБ станет партнером Летней экономической школы, которая проходит при поддержке НИУ ВШЭ.

НИУ ВШЭ и Правительство Тульской области заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве

На полях Петербургского международного экономического форума 2025 года Высшая школа экономики и Правительство Тульской области подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на развитие региона и повышение качества жизни его жителей. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и губернатор Тульской области Дмитрий Миляев.

«Для Высшей школы экономики обучение технологиям ИИ — гигиеническое требование»

«Технологии будущего: единое мировое пространство или каждый сам за себя» — такой вопрос был вынесен в название сессии, состоявшейся 19 июня при поддержке Альфа-Банка на ПМЭФ-2025. В дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, в роли модератора выступила журналист, телеведущая и общественный деятель Ксения Собчак.

НИУ ВШЭ и Минстрой России подписали соглашение о сотрудничестве на ПМЭФ-2025

В рамках Петербургского международного экономического форума — 2025 Высшая школа экономики и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) подписали соглашение о сотрудничестве, нацеленное на создание устойчивого партнерства в сфере научных исследований, образования и экспертно-аналитической поддержки.

ВШЭ выступит экспертным партнером конкурса «Родная игрушка»

19 июня на полях Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение между НИУ ВШЭ и Обществом «Знание», направленное на развитие и продвижение конкурса «Родная игрушка», а также его экспертную поддержку. Свои подписи под документом поставили проректор Дмитрий Земцов и заместитель генерального директора по управлению проектами Общества «Знание» Кирилл Хвиль.

Преодолеть дефицит кадров поможет ДПО

Одной из ключевых тем деловой программы Петербургского международного экономического форума, который проходит с 18 по 21 июня, стало развитие образования и подготовка кадров. На сессии «Кадровый дефицит и стратегии его преодоления», состоявшейся в рамках форума малого и среднего предпринимательства, старший директор НИУ ВШЭ Андрей Лавров рассказал о роли ДПО в решении кадровой проблемы.

Доверие и ценности: на чем построить бренд предпринимателя

Личный бренд становится обязательным элементом любого, даже начинающего предпринимателя. Если раньше, открывая свое дело, владелец бизнеса думал в первую очередь о продажах и маркетинге продукта, то сегодня ему необходимо инвестировать в позиционирование и грамотный пиар. Какие задачи решает личный бренд, обсудили на Петербургском международном экономическом форуме. Дискуссию модерировала директор по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ Анна Подпрятова.

«Встречают по хардам, а провожают по софтам»

Заключительный день ПМЭФ оказался насыщен интересными событиями. Эксперты ВШЭ приняли участие в дискуссиях, посвященных искусственному интеллекту, геймификации, личному бренду и др. Руководитель питерской Вышки Анна Тышецкая стала спикером сессии «Мастер без имени: как образованию актуализировать форму и содержание современных профессий».

«Наш культурный код позволит защитить традиционные ценности»

Как цифровые платформы, семейные ценности и экономика данных способствуют устойчивому развитию России? Как проходит цифровизация преподавания истории в школе? Каким должен быть современный музей? Как строить бизнес-диалог Россия— Индия? Свои ответы предложили ученые Вышки в ходе экспертных дискуссий на Петербургском экономическом форуме, который продолжает свою работу.

Заслуженный профессор Вышки Сергей Караганов стал модератором пленарного заседания ПМЭФ

В пленарном заседании Петербургского международного экономического форума приняли участие президент России Владимир Путин, главы Боливии и Зимбабве Луисо Альберто Арсе Катакора и Эммерсон Дамбудзо Мнангагва. Модератором дискуссии впервые стал представитель Высшей школы экономики — научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики, заслуженный профессор НИУ ВШЭ Сергей Караганов.