Лекции, внеучебные активности и soft skills: как прошла Летняя многопрофильная школа Вышки
С 3 по 11 июля прошла Летняя многопрофильная школа НИУ ВШЭ по четырем профилям: география, физика, химия и информатика. Почти 100 ребят из разных регионов России очень продуктивно провели время, ведь очень интенсивная учеба совмещалась с активным отдыхом. Все активности, которые не были связаны с погружением в науку, организовывали вожатые — команда студентов Вышки.
Летняя многопрофильная школа (ЛМШ) — один из проектов Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ для тех, кто хочет не только интересно, но и полезно провести летние каникулы. Она традиционно совмещает в себе несколько спецпредметов, чтобы школьники могли не только углубить знания в интересующей их сфере, но и посмотреть, как другие науки могут им быть полезны. Такой микс позволяет выйти за рамки обычной учебной программы и вдохновить на поиск новых, нестандартных знаний и, возможно, найти свою будущую профессию.
Школа в таком формате проходит с 2013 года, однако последние два года она не проводилась в связи с эпидемиологической ситуацией. Поэтому этим летом организаторы с радостью пригласили провести 9 дней с Вышкой тех, кто интересуется географией, информатикой, физикой и химией.
Все участники прошли строгий отбор: собирали портфолио, писали мотивационные письма и выполняли конкурсные задания. Например, географам нужно было загрузить свою исследовательскую работу, а физики проводили лабораторные работы, в рамках которых они различными способами измеряли толщину иголки. По итогам конкурса в 2022 году в ЛМШ, которая проводилась на территории школы Центра педагогического мастерства, приехали 99 ребят от 13 до 17 лет из разных регионов России — от Якутска до Калининграда. Их знакомили с профильными предметными областями 32 преподавателя из Вышки и других вузов, они изучали основы программирования на Python, слушали про космос и геоинформационные технологии, определяли число Пи с помощью зубочисток и многое другое.
Одна из самых запоминающихся лекций — «Теория запахов и молекулярный дизайн», ее провел Игорь Свитанько, профессор базовой кафедры органической химии Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН. Он уже однажды приезжал в ЛМШ и с радостью отмечает, что «дети не изменились». «На школу что в 2019-м, что в 2022-м приехали узнать что-то новое и проявить свою креативность в подходящем месте. Вышка им это подходящее место обеспечила, а Академия наук помогла. “Современная химия от тех, кто ее и творит” — девиз и факультета химии, и школы», — говорит он.
Всего за школу участники прослушали семь лекций. Некоторые из них специализировались на каком-либо профиле школы, некоторые показывали переплетение наук, которые объединила в себе ЛМШ. Благодаря этому у каждого была возможность найти что-то свое.
Глафира Авербах, участница ЛМШ, профиль «География»
Мне очень понравилась лекция преподавателя, который окончил МГУ. Он рассказывал про то, как люди влияют на ландшафт. Игра «Метод Комо» также очень понравилась, я очень люблю настольные ролевые игры и живое действие. Запомнились ребята, так как от каждого можно узнать нечто новое и то, что удивляет. Достаточно много было знакомств, а преподаватели потрясают своими знаниями.
Глеб Таланцев, участник ЛМШ, профиль «Информатика»
Запомнились люди, потому что все очень разносторонние. Было интересно общаться с участниками и вожатыми. Постоянное общение и движение дало заряд бодрости.
Порядок дня был насыщенный и многогранный: после зарядки и завтрака участники школы шли на общую лекцию, после которой расходились на занятия по своим основным профилям. Затем обед, отдых на внеучебных активностях — и снова учиться, только теперь школьники могли посетить факультатив по другому профилю или занятия по soft skills. В конце дня были ужин, вечерние мероприятия от вожатых и, конечно, свечка с отрядом. Все активности, которые не были связаны с погружением в науку, организовывали вожатые — команда из 10 студентов Вышки.
Антон Березанский, студент 3-го курса факультета городского и регионального развития, когда-то сам был участником ЛМШ, а в этом году приехал в роли вожатого, и это сильно меняет восприятие мероприятия: «Когда ты участник, ты видишь в лучшем случае 20% работы вожатых. А так ЛМШ такая же классная, первые дни по возвращении домой без нее грустно». «Про ЛМШ я узнала через телеграм-канал Школы вожатых», — рассказывает Лиза Рудич, студентка факультета мировой экономики и мировой политики. — Школа вожатых — 2022 — это масштабный проект СПО «Вышка — детям», в котором я участвовала, в итоге выпустившись сертифицированным вожатым. В телеграм-канале до сих пор аккумулируются различные рабочие предложения для вожатых и полезная информация».
Вожатая Гузелия Садртдинова учится на 3-м курсе факультета химии, поэтому она как никто понимает интересы ребят, которые приехали на этот профиль: «В школу меня привел Влад Кряж: мы вместе работаем в лаборатории, и как-то он сказал, что ищут вожатых. Я подумала: почему бы не попробовать себя в чем-то новом, пока есть время? ЛМШ научила меня лучше понимать детей и их мотивацию к каким-либо поступкам, а также работать с людьми с разными взглядами».
Гузелия также помогала команде ассистентов и преподавателей готовить вместе с участниками школы стендовые доклады. Это новшество школы этого года — проектный трек. Школьники могли придумать научную идею, наметить дальнейшие шаги для ее развития, чтобы впоследствии превратить в настоящий исследовательский проект. При этом некоторые участники из разных профилей образовали команды, чтобы объединить углубленные знания нескольких дисциплин и сделать что-то на стыке двух, а то и трех наук.
В конце школы кураторы профилей Владислав Кряж («Химия»), Алексей Лужнов («Физика»), Александр Бессмертный («Информатика») и Анна Коноваленко («География») записали участникам ЛШМ пожелания на будущее.
Елена Струкова, директор ЛМШ, начальник отдела содействия развитию и профессиональному самоопределению одаренных школьников Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ
Мне понравилась эта школа тем, что она показала многогранность Вышки как университета. Мы увидели синергию четырех профилей школы, шести факультетов, представленных нашими вожатыми, и трех факультетов команды медиа сопровождения. Совместными усилиями мы создали много ярких и запоминающихся эмоций как у школьников, так и у команды организаторов.
Авторы статьи — команда медиасопровождения ЛМШ: Элина Аракелян (студентка школы иностранных языков), Алена Белякова (студентка факультета коммуникаций, медиа и дизайна), Ульяна Настасьина (студентка факультета гуманитарных наук), Татьяна Солдатова (ведущий аналитик Дирекции по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ).
Вам также может быть интересно:
В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям
1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.
«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»
С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.
Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников
Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).
Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике
Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.
Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели
До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.
Лето с пользой: как ученикам 8–11-х классов стать участниками летних школ Вышки
В этом году в рамках проекта «Расти с Вышкой» НИУ ВШЭ проведет пять летних школ и выступит в качестве партнера еще одной. Все эти школы очные, рассчитаны на выпускников 8–10-х, а в ряде случаев также 11-х классов, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью, нацеленных на обучение в университете. Участие в них платное, есть возможность получить скидку, но в любом случае необходимо пройти конкурсный отбор.
В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”
В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.
Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике
Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».
Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ
В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».
«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»
В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.