«Естественно, я продолжу научную работу»
Юрий Зайцев, выпускник факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, а теперь младший научный сотрудник Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ, рассказывает о том, как стал аналитиком группы «Большой восьмерки».
— Юрий, насколько я знаю, вы поступили в Вышку пять лет назад. Давайте для начала вернемся в то время, когда вы были абитуриентом. Скажите, почему вы выбрали ГУ-ВШЭ?
— Я окончил специализированную школу с углубленным изучением иностранных языков. И сейчас, и в то время мне были интересны вопросы государственного устройства, взаимодействия государства с другими государствами. У меня был очень хороший английский язык и неплохой уровень владения немецким. Наверное, знание языков и давало мне основания считать, что я смогу в дальнейшем заниматься вопросами международных отношений.
Выбор в пользу Вышки был сделан после нескольких презентаций университета, когда у меня появилась уверенность в том, что сюда реально поступить без денег и связей. Меня заинтересовали два факультета — факультет мировой экономики и мировой политики и факультет государственного и муниципального управления, на который в итоге и поступил, и сейчас я уверен, что сделал правильный шаг.
— Вам удалось совместить ваш интерес к международным отношениям с изучением основ государственного управления?
— Понимание принципов международных отношений невозможно без понимания того, как работает система государственного управления. В этом я убедился уже во время учебы.
Я не отказался от идеи изучения международных организаций и международных отношений. На третьем курсе мне попалось объявление о конкурсном наборе аналитиков в исследовательскую группу «Большой восьмерки». Этот проект ведет Институт международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ совместно с Университетом Торонто в Канаде. Со стороны ГУ-ВШЭ проектом руководит Марина Владимировна Ларионова, а с канадской стороны — профессор Джон Киртон. Я успешно прошел собеседование и был принят в команду аналитиков проекта.
— А в чем суть проекта?
— Это международное исследование, в которое вовлечены студенты и аспиранты, непосредственно проводящие мониторинг и анализ данных, специалисты и научные руководители, которые координируют их работу, а также представители национальных органов власти, которые дают важные советы при выставлении оценок. Концепция этого исследования заключается в том, что университет проводит мониторинг и оценку исполнения обязательств стран «Большой восьмерки», после чего дает экспертное заключение о том, как страны «Большой восьмерки» исполняют свои обязательства. По сложившейся практике мы делаем мониторинг по России и по стране, которая председательствует в «Большой восьмерке» в текущем году. Результаты исследования мы отправляем нашим коллегам в университет Торонто, они интегрируют наши данные в общий доклад, который представляют своим министерствам, агентствам и другим ведомствам, и делают презентации накануне саммитов «восьмерки».
— С этого проекта началась ваша научная карьера?
— Да, я участвую в проекте уже четвертый год. На четвертом курсе я стал штатным научным сотрудником ГУ-ВШЭ.
— Есть перспективы увидеть вас докладчиком на саммите «Большой восьмерки»?
— Такая вероятность есть. В прошлом году в Италии с докладом об исполнении Россией обязательств «восьмерки» перед академическим сообществом и представителями бизнеса выступал мой коллега. В этом году планируется поездка делегации нашего института в более широком составе, в которую войду и я.
— Научная карьера — это ваш сознательный выбор, то есть вы шли к этому целеустремленно, или так случайно получилось?
— Это не случайность. Дело в том, что в интересующем меня направлении — деятельность международных организаций — научная карьера чрезвычайно важна. Деятельность многих крупнейших международных организаций — таких, как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития — напрямую связана с исследованиями, а работая в Вышке, я получаю навыки проведения исследований.
— Каким образом, по вашему мнению, у студента формируются исследовательские навыки?
— Собственно, все наши рефераты, эссе нацелены на то, чтобы студент развивал свои исследовательские навыки. Для подготовки хорошего реферата недостаточно представить обзор литературы, нужно уметь сделать выводы на основе переработанного материала, обосновать эти выводы и высказать свою позицию по тому или иному вопросу. Причем Вышка способствует развитию этих навыков, широко используя зарубежный опыт, а отсюда — высокие требования к знанию иностранных языков. Для успешного завершения учебы в Вышке, в том числе на факультете государственного и муниципального управления, необходимо развить навыки исследовательской работы. Ведь на нашем факультете готовят не просто служащих или государственных клерков, а специалистов, имеющих комплексный взгляд на проблемы государственного управления, умеющих работать с первоисточниками, систематизировать и анализировать материал.
К примеру, сейчас мы разрабатываем руководство по мониторингу исполнения обязательств «Группы двадцати», в котором прописывается методология оценки обязательств стран «двадцатки» по стимулированию инвестиций и платежному балансу. И для меня просто незаменим мой любимый учебник Агаповой и Серегиной «Макроэкономика». Мы по этому учебнику занимались на втором курсе, и сейчас я с удовольствием и большой пользой его перечитываю.
— Каких курсов вам не хватало в годы обучения в Вышке? Были такие?
— С учетом специфики моих научных интересов, мне не хватало предметов, рассматривающих такие вопросы, как позиционирование государства в регионе, вопросы региональной и международной экономической деятельности государства. Мне всегда хотелось больше междисциплинарных предметов по международной тематике. Я думаю, что для государственного служащего, который занимается вопросами госуправления, важно знать механизмы внешнего экономического регулирования. Например, необходимо понимать, каким образом вступление РФ в ВТО повлияет на государственную политику внутри страны.
— Вам хватает времени на что-то, кроме работы?
— Отчасти. Я продолжаю совершенствовать свой немецкий и посещаю общеуниверситетский курс на немецком языке «Регионы Германии в национальном и мировом контексте». Планирую изучать французский. Сейчас у меня много работы, поскольку я параллельно задействован в трех проектах. Когда удается вырваться, хожу в театр, преимущественно — на оперу и балет. Я окончил музыкальную школу и всегда любил классическую музыку. Могу порекомендовать потрясающую постановку «Евгения Онегина» в Большом театре. Кстати, Большой театр можно посещать всего за 20 рублей. Есть такая специальная акция для студентов очного отделения.
— Мы начали разговор с того, что вернулись на пять лет назад. Теперь давайте попробуем перенестись на столько же лет вперед. Какие цели вы перед собой ставите на ближайшие годы?
— Мне бы очень хотелось получить опыт работы в какой-нибудь крупной международной структуре. Например, во Всемирном банке. Естественно, я продолжу научную работу. Для меня очень важны связи с ВШЭ, поскольку это уникальное место для проведения исследовательской работы и развития научно-исследовательских навыков.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»
Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.
Выпускной–2018: как это было
Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.
111
выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.
«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»
В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.
Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?
«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.
«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»
28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.
Вышка наградила своих лучших выпускников
16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.
«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»
20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».
В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной
19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).
Выпускной: пошаговая стратегия
20-го июня Вышка приглашает выпускников, студентов и преподавателей на общеуниверситетский выпускной, который пройдет в клубе «Space Moscow» по мотивам космической саги «Звездные войны». Бесспорно, это лучшая вечеринка года. Но чтобы все точно прошло как надо, не забудьте сделать несколько правильных «шагов».