Обеспечить конкурентоспособность
30 марта прошло экспертное совещание, на котором был обсужден отчетный доклад ГУ-ВШЭ о ходе реализации Программы развития национального исследовательского университета за 2009 год.
Напомним, что эта Программа была разработана на основе Программы развития Высшей школы экономики на 2009–2015 годы и до 2020 года, подготовленной на основании распоряжения Правительства Российской Федерации №1177-р от 12 августа 2008 года для обеспечения конкурентоспособности ГУ-ВШЭ «по отношению к ведущим зарубежным образовательным и исследовательским центрам социально-экономического профиля» и одобренной на конференции коллектива ГУ-ВШЭ 27 июня 2008 года и 24 марта 2009 года.
Стратегическая цель Программы развития — формирование на базе ГУ-ВШЭ передового научно-образовательного, аналитического, консалтингового и проектного центра в области социальных и экономических наук, входящего в число ведущих мировых исследовательских университетов по качеству своих компетенций и разработок и осуществляющего значительный теоретический и практический вклад в инновационное развитие и глобальную конкурентоспособность России. В Программе развития вуза как исследовательского университета выделено четыре приоритетных направления: экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление, социология. Выполняя Программу развития, ГУ-ВШЭ реализует комплекс мероприятий по следующим направлениям. Создание, внедрение и распространение новых образовательных технологий для обеспечения российской экономики конкурентоспособными кадрами исследователей, аналитиков и менеджеров. Формирование исследовательского и инновационного центра мирового уровня в области социально-экономических наук. Содействие распространению инновационных социально-экономических знаний и практик. Развитие кадровой базы исследовательского университета. Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности на уровне лучших мировых научно-образовательных центров.
Как было отмечено на совещании, запланированные показатели результативности мероприятий и показатели эффективности реализации Программы развития к концу 2009 года в целом достигнуты. При этом многие плановые количественные показатели были перевыполнены. К примеру, разработано больше, чем было запланировано, новых магистерских программ и дистанционных курсов. Доля студентов магистратуры, поступивших из других вузов, составила 47% вместо планируемых 35%. Значительно увеличилось число научных подразделений: институтов, лабораторий, центров, научных и проектных лабораторий. Более чем в 2,5 раза увеличилось число научных статей по приоритетным направлениям развития вуза, опубликованных в периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями. Увеличилось количество совместных международных исследовательских проектов (28 вместо запланированных 16). Доля преподавателей, участвующих в проведении научных исследований и разработок выросла до 45% (план — 44%) как результат комплексной программы поощрения их научной деятельности.
Тесная интеграция образовательной и научно-проектной деятельности в университете обеспечивается за счет формирования сети научно-учебных и проектно-учебных лабораторий, а также работы научно-исследовательских семинаров в рамках магистратуры.
Научно-учебные лаборатории (НУЛ) объединяют молодых преподавателей, аспирантов и студентов, занимающихся академическими исследованиями в тех или иных областях. Студенты проходят здесь путь от обычного стажера до полноценного исследователя. В настоящий момент в ГУ-ВШЭ работает 20 таких лабораторий, пять из которых были созданы в отчетном году. В рамках НУЛ совместную научную работу ведут представители разных факультетов, что обеспечивает междисциплинарность исследований.
Также на совещании было отмечено, что высокий средний балл зачисленных в бакалавриат Высшей школы экономики по результатам ЕГЭ (83,1 — на бюджетное отделение и 70,2 — на коммерческое) свидетельствует о том, что в ГУ-ВШЭ поступают наиболее талантливые выпускники российских школ. По этому показателю ГУ-ВШЭ входит в тройку вузов-лидеров в стране. Из собственных средств университет устанавливает 30–70%-ные скидки на оплату обучения для сильных учащихся коммерческих отделений бакалавриата и магистратуры.
Достигнут прогресс и в продвижения ГУ-ВШЭ в международных рейтингах: в 2009 году Высшая школа экономики вошла во всемирный рейтинг университетов QS-THES (до 2010 года — рейтинг Times) в числе 11 российских вузов. В рейтинге университетов мира Webometrics ГУ-ВШЭ поднялся на второе место среди вузов России, уступив только МГУ имени М.В. Ломоносова.
На основании итогового отчета за 2009 год экспертное совещание отметило, что, несмотря на сжатые сроки и первоначальную неопределенность многих формальных процедур, ГУ-ВШЭ удалось создать эффективную систему администрирования Программы. В результате заложены основы изменений, необходимых для динамичного развития вуза как национального исследовательского университета (НИУ) и эффективной работы в рамках приоритетных направлений.
На совещании также речь шла о проблемах, с которыми приходится сталкиваться университету в процессе выполнения Программы развития. Среди них, например, дефицит учебно-лабораторных площадей и территориальная раздробленность факультетов. Формирование единого университетского кампуса, таким образом, является одной из главных задач на пути становления НИУ ВШЭ.
Говоря о задачах развития Высшей школы экономики в ближайшем будущем, участники совещания рекомендовали заложить в магистерские программы вуза значительное количество прикладных компетенций, востребованных конкретными работодателями. Это позволит университету повысить конкурентоспособность выпускников, поставляя на рынок специалистов, обладающих уникальными (в том числе междисциплинарными) компетенциями. Чтобы обеспечить международное признание научных исследований и разработок, ГУ-ВШЭ должен находить перспективные ниши (например, отраслевые, региональные), опираясь на непосредственный опыт изучения переходной экономики. А в рамках прикладных исследований, по мнению участников встречи, следует приступить к разработке кейсов на примерах российской практики реализации социально-экономической политики. Также совещание рекомендовало Министерству образования и науки РФ шире использовать возможности ГУ-ВШЭ для повышения квалификации преподавателей других вузов, распространения инновационных социально-экономических знаний и практик, содействия развитию профессиональных сообществ и сетей.
Подробнее о ходе реализации Программы развития ВШЭ в 2009 году
Вам также может быть интересно:
Андрей Яковлев: «И тогда появилась идея — создать Научный фонд»
Как Высшая школа экономики становилась исследовательским университетом? Кто и почему оставался в науке 15-20 лет назад и что интересует аспирантов сейчас? Как ВШЭ встраивалась в международное академическое сообщество? Об этом накануне Дня Вышки вспоминает и рассказывает директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев.
Путь к научному совершенству
Во Всемирном банке в Вашингтоне прошла презентация книги «The Road to Academic Excellence», в которой представлено одиннадцать кейсов «молодых» исследовательских университетов планеты. Среди них единственный кейс из России — Высшая школа экономики.
Границы университетской демократии
31 мая в Высшей школе экономики прошел совместный семинар Института развития образования и Института институциональных исследований ВШЭ из серии «Актуальные исследования и разработки в области образования». О том, как создать успешный исследовательский университет и кто им должен руководить, рассказали члены Международного консультативного комитета ВШЭ профессор Филип Альтбах и доктор Патти Питерсон.
У Вышки новое официальное название
В Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
В статусе автономного учреждения
23 декабря прошлого года подписано постановление Правительства России №1109, согласно которому Высшая школа экономики стала автономным учреждением. О том, какие новые возможности и новые обязательства появляются в связи с этим у Вышки, рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Борис Рудник.
Поощряя интерес к исследованиям
На прошедшем 24 декабря заседании Ученого совета Высшей школы экономики были подведены итоги выполнения программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» за 2010 год.
ВШЭ — автономное образовательное учреждение
23 декабря подписано постановление Правительства РФ №1109 «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Если ставить перед собой амбициозные задачи
15 ноября в ГУ-ВШЭ состоялась лекция профессора политологии Калифорнийского университета Дэниела Трейсмана на тему «Актуальные вопросы преподавания и исследований в сфере политической экономии». Один из ведущих политологов мира профессор Трейсман приехал в Москву в качестве эксперта — члена Международного консультативного комитета Программы развития ВШЭ. Что он думает о перспективах программы развития нашего университета?
Эффекты внешние и внутренние
В конце октября были объявлены победители открытого публичного конкурса Минобрнауки по господдержке исследований в России под руководством ведущих ученых. Профессор Нью-Йоркского университета Федор Богомолов и профессор Мичиганского университета Рональд Инглхарт получат гранты для работы над исследовательскими проектами в ГУ-ВШЭ. Комментирует помощник ректора ГУ-ВШЭ Татьяна Мешкова, которая координировала подготовку заявок для участия в конкурсе.
«У нас есть собственный потенциал развития»
23 апреля состоялось заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ, основной темой которого стала оценка итогов научной деятельности университета в 2009 году.