Создавать проекты — это искусство
Прошедшая в ГУ-ВШЭ Летняя академия "The Art of Start-up" получает положительные отклики российских и зарубежных участников, отмечающих высокий уровень организации мероприятия. Динара Измайлова, главный координатор Летней академии, рассказывает о том, как провести международный проект так, чтобы он понравился всем.
— Динара, во-первых, почему академия, а не школа? И, во-вторых, откуда такое название "The Art of Start-up"?
— Почему академия? Просто этим мы хотели подчеркнуть, что наш проект носит чисто научный характер. Мы хотели сделать акцент на том, что это именно академия, где собираются серьезные люди, изучаются серьезные вопросы и проблемы. Но это, конечно, не значит, что участники учились по 24 часа в сутки, была и культурная программа. Просто самим этим названием мы хотели подчеркнуть серьезность нашего мероприятия и серьезность наших намерений.
Почему же академия называется "Искусство старта"? Собственно, потому, что создавать проекты — это тоже своего рода искусство. Во время работы нашей Академии мы занимались вопросами изучения взаимодействия бизнеса, власти и общества. Соответственно, в круг наших интересов, так или иначе, попадали вопросы создания новых проектов, ведения бизнеса в России с учетом окружающей действительности, с учетом того, какую мы имеем ситуацию в обществе, бизнесе и власти. То есть вопросы, напрямую относящиеся к созданию новых проектов, имеющие отношение к созданию эффективного бизнеса.
— Какова цель создания Летней академии?
— Прежде всего, это изучение взаимодействия бизнеса, власти и общества. То есть, мы хотели создать такой курс, в котором рассматривались бы различные аспекты взаимодействия этих трех сторон, как в теории, так и на практике. В первом случае это были лекции, во втором — кейсы. Мне кажется, что поставленная цель осуществилась.
Ведь все-таки надо учитывать, что это полностью студенческая инициатива, поддержанная Управлением по внеучебной работе со студентами и выпускниками ГУ-ВШЭ в лице Татьяны Захаровой и Елены Титовой. Конечно, и нашей замечательной организаторской команде, в которую входили я, Марина Петрикина, Оксана Моргунова, Денис Максимов, пришлось довольно много поработать над реализацией проекта, но все-таки без поддержки Управления по внеучебной работе эта академия вряд ли состоялась бы. Также мы очень хотели бы поблагодарить Ольгу Боголюбову и кафедру теории и практики взаимодействия бизнеса и власти под руководством президента ГУ-ВШЭ Александра Шохина за оказанную поддержку. Надо понимать, что наш проект стал реальностью только благодаря объединенным усилиям студенческой Лаборатории комплексных коммуникаций, Управления по внеучебной работе и кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти.
Мы получили колоссальный опыт организации международного проекта на достаточно высоком уровне, потому что на Летней академии побывал первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев, научным руководителем выступил Александр Шохин. Поймите, весь процесс организации, начиная с регистрации участников и заканчивая составлением научной программы — это колоссальный труд. Мы потратили на все это около 6 месяцев, а это довольно много.
— Как появилась идея подобного проекта?
— Мы все, то есть студенты из команды организаторов, являемся членами европейского студенческого форума AEGEE. Потому нам часто приходилось участвовать в организации культурных обменов, правда, менее научного содержания. Получив, таким образом, достаточный опыт реализации международных проектов, мы решили создать что-то более серьезное, научное, взрослое. Все-таки мы уже заканчиваем обучение в Вышке, мы уже подошли к тому возрасту, когда надо самим создавать нечто серьезное.
— По какому принципу проводился отбор участников?
— Мы пытались создать группу примерно одинаковых по уровню участников. Потому отбор проводился по мотивационному письму, по уровню владения английским языком и по бэк-граунду, то есть общему образованию и опыту участия в международных проектах. Причем, очень важным было мотивационное письмо, в котором участники объясняли, что они из себя представляют, в каких проектах участвовали, почему им интересно участие в Летней академии, что они ждут от нее. На основании этих писем мы и отбирали участников.
— Сколько стран приняло участие в проекте?
— На проекте было представлено пять стран: Финляндия, Болгария, Италия, Германия и, конечно, Россия. Так как это первая академия, мы остановились на пяти группах по семь человек. Также у каждой группы был свой научный руководитель. То есть всего в работе приняли участие 40 человек. Возможно, в будущем мы расширим состав участников, может быть, расширим группы.
— По какому принципу формировались команды участников?
— При наполнении команд мы отдавали предпочтение коллективным заявкам, так как люди друг друга знают, и им поэтому легче работать над кейсами. Возможно, в будущем мы рассмотрим возможность создания смешанных команд. Но на первой Летней академии мы все-таки постарались, чтобы члены одной команды были либо из одной страны, либо из одного университета, то есть имели за плечами какой-то общий бэк-граунд.
— Сильно ли была заметна разница менталитетов участников при решении практических задач?
— Конечно, культурная разница заметна. Например, в кейсах финны делали очень четкий финансовый расчет, подводящий к решению, в то время как россияне имели более отвлеченные презентации и расчеты. Финны — они всегда очень подготовленные, а россияне, итальянцы, болгары немного менее собранные, но зато более креативные. Финны и заняли первое место в нашем первом кейсе, который был посвящен разрешению кризиса в бизнес-структуре.
— Какова статистика — кто чаще всего оказывался победителем?
— На мой взгляд, финские участники наиболее подготовленные. Мы попросили каждую команду сделать презентацию, посвященную вопросам взаимодействия бизнеса, власти и общества в их стране. Финская презентация в этом смысле обладает рядом преимуществ. Самыми же инновативными были российские участники, в частности, московская группа ГУ-ВШЭ, которая делала кейсы быстро и на высоком уровне. Хотелось бы также отметить группу из Нижнего Новгорода, члены которой являются представителями собственной некоммерческой организации. Это было очень интересно, особенно, для иностранных гостей, увидеть живой пример, живую организацию, настоящий старт-ап, который реально существует в регионе России.
— Что включала культурная программа?
— Мы заказали автобус для наших участников, который провез их по ночной Москве. Это была четырехчасовая экскурсия на английском языке. Более того, мы сделали экскурсию в Кремль, по метро, по улицам Москвы. Для некоторых экскурсий был специально заказан гид, а некоторые провели мы сами.
Всем очень запомнился еще один момент. В первый день нашего форума мы устроили "русский" ужин, на который пригласили баяниста, исполнявшего народные песни на нескольких языках. Но он непросто сам пел, он сумел зажечь всех нас, сумел заставить нас спеть "Катюшу", "Подмосковные вечера" и многое другое. Ко мне потом многие участники подходили и говорили, что им это очень понравилось.
— Как вы думаете, проект удался?
— Проект, безусловно, удался. Конечно, как и в любом проекте, у нас были некоторые проблемы и недоработки. Но подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что Летняя академия прошла отлично. Большинство участников остались довольны и организацией, и наполнением проекта. Мы попытались организовать все как можно лучше. Мы издали брошюры, сделали сувенирную продукцию — наши майки, блокноты, ручки, договорились с лекторами, и ни один нас не подвел. Обеспечено 100% участие всех приглашенных лекторов и исключительное выполнение задуманной программы, что достаточно редко в Москве. Возможны какие-то недочеты при проведении кейс-стади, при печати сопровождающих материалов, но это все было некритично.
Мы намерены продолжать и, возможно, даже будем выводить наш проект на международный уровень. Например, вполне реальной кажется перспектива поехать с "ответным" визитом к участникам, которые представляли здесь зарубежные университеты. Мы надеемся, что нам удастся договориться о проведении следующей Летней академии в Школе экономики города Хельсинки или в Новом болгарском университете. Если же что-нибудь не получится, то в следующем году мы снова организуем подобное мероприятие на базе ГУ-ВШЭ.
Беседовала Альфия Булатова
Вам также может быть интересно:
«Мы пригласили людей, которые на стартапах собаку съели»
Об итогах образовательного проекта «Talkoot Boot Camp», организованного студенческим Центром бизнес-исследований ГУ-ВШЭ совместно с Управлением по внеучебной работе со студентами ГУ-ВШЭ и Федеральным агентством по делам молодежи, рассказывает руководитель центра Оксана Моргунова.
"Можно сказать, результаты превзошли мои ожидания"
Проходившая в ГУ-ВШЭ Летняя академия "The Art of Start-up" стала школой, как для молодых специалистов, так и для опытных практиков. Программа академии включала лекции и доклады экспертов, решение уникальных бизнес-кейсов. Ее участники, подводя итоги обсуждения политических и экономических проблем, делятся впечатлениями и высказывают пожелания организаторам проекта.
Дорогу осилит идущий
На прошлой неделе в ГУ-ВШЭ завершилась работа первой Летней академии "The Art of Start-up". В течение недели участники слушали лекции и через всевозможные кейсы применяли полученные знания на практике. Заметим, что Летняя академия стала первым полностью студенческим проектом, так как и организаторами, и участниками были, в основном, студенты.
Малый бизнес выживает в одиночку
24 июля в Высшей школе экономики в рамках Летней Академии "The Art of Start-up" с лекцией о положении малого и среднего бизнеса в России выступил профессор ГУ-ВШЭ, руководитель Центра проблем формирования предпринимательской среды Александр Виленский.
Летняя академия "The Art of Start-Up", или "Искусство старта"
21 июля в Вышке стартовала Летняя академия "The Art of Start-Up", организованная Управлением по внеучебной работе со студентами, кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, Международной студенческой организацией AEGEE-Moskva при участии Бизнес-инкубатора и Ассоциации выпускников ГУ-ВШЭ.