• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«О любом интернет-проекте я думаю как о бизнесе»

Жанна Долбнева, выпускница программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики ВШЭ рассказывает о возможностях профессионального роста после окончания программы.

— Жанна, как складывался ваш профессиональный путь до поступления в Высшую школу бизнес-информатики  (ВШБИ)? Почему вы решили пойти учиться на программу «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов»?

— Я окончила Московский государственный горный университет по специальности «Системы автоматизированного проектирования», там же началась моя карьера в сфере управления информационными системами. Я проработала несколько лет на позиции руководителя ИТ службы университета, успела за это время получить разнообразный опыт в сфере информационных технологий, включая реализацию и руководство интернет-проектами. В какой-то момент я поняла, что для меня самым интересным и перспективным с профессиональной точки зрения являются именно они. Но, несмотря на определенный опыт, а возможно, как раз благодаря ему, я поняла, что мне необходимы дополнительные знания для продвижения. От знакомых я узнала о программе Высшей школы бизнес-информатики «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов». Осенью 2010 года пришла на день открытых дверей ВШБИ, послушала презентацию Федора Вирина, и вопрос с поступлением для меня был решен — мало кто может устоять перед его обаянием и профессионализмом.

— И как? Оправдались ваши ожидания от учебы?

— Буквально перед защитой диплома я случайно наткнулась на видеоролик того самого дня открытых дверей, где Федор рассказывал о преимуществах программы. Досмотрев ролик до конца, подумала, что все, обещанное нам тогда, исполнилось. Во-первых, мы действительно получили комплексное образование в сфере менеджмента интернет-проектами. И именно это, на мой взгляд, позволяет мне сегодня размышлять о любом интернет-проекте как о бизнесе, ставить и решать не только технические, но также управленческие и бизнес-задачи. И во-вторых, все наши преподаватели действительно оказались удивительными людьми с огромным практическим опытом, готовыми поделиться тем, чем они профессионально занимаются, и увлечь этим других.

Я провела исследования, составила бизнес-модель и… отказалась от проекта — просто поняла, что денег на нем, к сожалению, не заработать.

— И чем увлеклись вы? Чему был посвящен  ваш диплом? Были ли какие-то «популярные» темы проектов на вашем курсе?

— Мне были интересны разные темы, но защищалась я с проектом интерактивного городского путеводителя. И хотя проект не был реализован на практике, он позволил понять очень важную вещь — придумав идею, ее можно и нужно проверить по многим параметрам и трезво оценить, стоит ли начинать. Так и получилось с дипломным проектом. Я провела исследования, составила бизнес-модель и… отказалась от проекта — просто поняла, что денег на нем, к сожалению, не заработать. Что касается популярных тем, то на нашем курсе ребята делали разнообразные проекты, например, игровые приложения для социальных сетей, интернет-магазин женской обуви нестандартных размеров, информационный портал по вопросам аллергии и активного долголетия и другие.

— Кто из преподавателей вам особенно запомнился?

— Я хорошо помню занятия Дмитрия Степанова. У него аналитический склад ума, он умеет систематизировать материал, выделять существенное в большом количестве мелочей и в то же время обладает отличной интуицией. Он показал нам, как надо просчитывать рынок. Когда сегодня я анализирую рынок интернет-услуг в какой-либо сфере, я четко вижу, где тенденция, а где единичный всплеск активности. Невероятно сложным и одновременно очень полезным был курс по аналитике информационных ресурсов Бориса Овчинникова. На его занятиях мы получили реальные инструменты, позволяющие добывать и обработать статистическую информацию, делать выводы о популярности и востребованности ресурсов. Очень интересный курс по бизнес-стратегиям вел Аркадий Гольдберг, для меня это было первое и очень полезное соприкосновение с этой темой.

— Вы упомянули о работе, чем вы сейчас занимаетесь? Повлияло ли обучение на ваши карьерные планы?

Когда сегодня я анализирую рынок интернет-услуг в какой-либо сфере, я четко вижу, где тенденция, а где единичный всплеск активности.

— Как и большинство моих однокурсников уже во время учебы в Вышке я поменяла работу — возглавила интернет-направление в компании, которая занималась автоматизацией систем в спортивной сфере. Наша команда делала системы онлайн продажи билетов.

Сейчас я являюсь директором по продуктам в медицинском стартапе «LookMedBook.ru», суть которого предоставление различных онлайн сервисов. На Западе весьма популярна и хорошо развита система записи к врачам по интернету, на российском рынке подобные проекты только появляются. Как и во многих других сферах, российский менталитет требует более тонкой работы, простое копирование европейских или американских схем у нас не работает. К примеру, у американцев существует проблема плотной записи к врачу — обычно в клиниках все расписано на месяц вперед. Что-то я не припомню такой проблемы в коммерческих клиниках в России, у нас пока клиники и пациенты не могут встретить друг друга. Пациенты не понимают, чем отличаются медцентры, что они могут получить в одном, а что в другом. Клиники, в свою очередь, не могут грамотно преподнести себя.

Используя инструменты дизайн-мышления, мы провели глубокое исследование настроений, ожиданий и потребностей пользователей. В результате в нашей базе появился огромный массив вполне конкретных требований людей, используя которые, мы разработали продукт, приспособленный к нашему рынку.

— Вы продолжаете общение с коллегами по программе, с преподавателями?

— У нас была безумно веселая и дружная группа, мы проводили очень много времени вместе. Мы и сейчас часто встречаемся, иногда получается помогать друг другу и в деловых вопросах. Вообще, Вышка старается знакомить людей, благодаря чему в моем распоряжении фантастическая контактная сетка, и она позволяет решить практически любую проблему.

Кроме того я преподаю на нашей программе курс по дизайн-мышлению. Это одновременно особое мировоззрение и особая методология решения нестандартных задач, с помощью эмпатии, умения взглянуть на мир глазами пользователей, понять их потребности и желания, услышать и увидеть их. Специфика работы с желаниями людей, заключается в том, что часто нам приходится искать то, чего не существует, точнее то, что еще не осознано и не вербализировано потребителем. Поэтому для начала нам надо вытащить этот неявный запрос на свет, а затем создать продукт, который бы отвечал на него.

Полностью потенциал программы может раскрыться для тех, кто уже работает на менеджерских позициях в интернет-компаниях или как-то связан с интернет-проектами.

Еще одна ниточка, которая крепко связывает меня с программой — это возможность подобрать потенциальные кадры для проектов. На собственном примере я вижу, как меняется после программы уровень знаний и профессионализма ее слушателей, и с такими людьми я с удовольствием работаю.

— И последний вопрос, кому бы вы рекомендовали идти на программу? Обязательно ли техническое образование для того, чтобы успешно обучаться на программе?

— На мой взгляд, полностью потенциал программы может раскрыться для тех, кто уже работает на менеджерских позициях в интернет-компаниях или как-то связан с интернет-проектами. Что касается технического образования, оно не является чем-то обязательным для учебы на программе. Скорее, наоборот, людям с техническим бэкграундом предстоит узнать много нового, во всяком случае так было в моем случае: девяносто процентов информации для меня были новыми. Независимо от образования у каждого слушателя, есть шанс как минимум понять, в каком направлении стоит развиваться, а как максимум — получить в свое распоряжение инструменты, которые позволят двигаться дальше.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Зачем нужна цифровизация бизнеса и как она влияет на экономику

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запустил новый курс «Цифровая трансформация бизнеса: информационные системы и технологии» на портале «Открытое образование». Он посвящен современным методам цифровизации бизнеса и будет полезен тем, кто хочет узнать больше о бизнес-информатике. Подробнее об обучении рассказал кандидат физико-математических наук, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Василий Корнилов.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Директор от власти

Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

Все научные интернет-проекты Вышки собраны на одном сайте

Архив Мандельштама, Определитель языков России, «Facebook прошлого» — всего около полусотни профессиональных порталов, электронных словарей и баз данных, созданных учеными Вышки. Инициатива по формированию банка таких ресурсов получила название «Проект HSE».

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.