«Ты уходишь в землю и погружаешься в Средневековье»
Студенты-историки совместно с коллегами из Института археологии РАН во второй раз побывали на раскопках в северокавказской республике. О найденных погребениях, особенностях полевой работы и радости археологов новостной службе рассказал доцент факультета гуманитарных наук Андрей Виноградов.
О целях экспедиции и подтвержденных гипотезах
Мы с моим коллегой Виктором Чхаидзе из Института археологии занимаемся архитектурной археологией: изучаем средневековые религиозные постройки. В этом году уже во второй раз работали в Среднем Зеленчукском храме середины X века, который, по нашим предположениям, является древнейшим полностью сохранившимся в России. Дополнительные раскопки проводили в Сентинском храме: нам известна точная дата его строительства – 965 год.
У нас была гипотеза, как именно возводили Средний Зеленчукский храм, и она подтвердилась: мы нашли архитектурные конструкции, которые позволяют восстановить строительную историю здания. Теперь мы точно знаем, что первоначально храм планировали сделать такой же формы, как сейчас, но без северно-восточного придела и с каменными хорами. Затем строительство приостановили (причиной этого, возможно, стало поражение аланов от хазар примерно в 932 году: это привело к отказу от христианства и изгнанию епископов и священников). Вероятно, что сооружение достраивали другие люди: они добавили новый придел и вместо каменных хор устроили деревянные.
Об артефактах и их последующей судьбе
Мы не планировали раскапывать погребения, но именно их нашли и снаружи храма, и внутри него. В сумме мы «собрали» примерно 15 индивидов, но это неполные скелеты: в одних могилах не оказалось черепов, в других кости лежат не в анатомическом порядке. Мужские погребения были полностью без инвентаря, но мы нашли кое-что в женских: серебряный браслет на руке у женщины, бронзовое зеркало (судя по типологии, XI века) и бусинки от шапочки у девочки.
Все артефакты мы передаем в местный музей при Карачаево-Черкесском государственном университете. Часть из них сначала реставрируется (этого требует, например, металл), а часть – тщательно изучается. Кости могут многое «рассказать» о прошлом: ученые определяют по ним не только пол и возраст, но и то, как человек питался, получал ли травмы, в какой среде жил (был воином или земледельцем). Для того, чтобы узнать всё это, нужны специальные анализы. Их мы проводим в Москве, в Институте археологии Российской академии наук. Надеюсь, что в этот раз мы узнаем что-то интересное.
Кроме погребений мы нашли кусочки древних фресок. Скорее всего, они осыпались в 90-х, когда пытались привести храм в «порядок». По нашим данным, еще в 1980-е реставраторы видели эти огромные фрески: на них были изображены два святых воина, обращенных лицом к алтарю и сражающихся с драконом и нечестивым царем. К сожалению, найденные остатки невозможно склеить.
О радости археологов и впечатлениях студентов
При обнаружении артефакта испытываешь разные эмоции. Во-первых, удивление: мы не ожидали, что найдем столько погребений в этом году, потому что на прошлых раскопках на них не было даже намека.
Во-вторых, большую радость приносит подтверждение гипотезы: ты работаешь над ней долго, описываешь в научных статьях и книгах, а потом, на раскопках, обнаруживаешь доказательство своей правоты. Но при этом ты понимаешь, что правильно представлял цельную картину, но ошибся в каких-то деталях; это отрезвляет. Конечно, в экспедициях всегда происходит еще и соприкосновение с древностью. Копая землю, ты уходишь в нее, сближаешься с людьми прошлого и погружаешься в Средневековье.
Анастасия Ермолаева, студентка 1 курса магистерской программы «Медиевистика»
Я проходила археологическую практику в Гнездово, была волонтером Боспорской экспедиции, ездила в Цимлянск и копала неолитическую пещеру во Франции. Но экспедиции в Карачаево-Черкессию – самые запомнившиеся. Карачаевцы потрясающе гостеприимны, любят длинные тосты, многолюдные застолья. А какой фантастической красоты там местность! Мы работали внутри и снаружи храма, нашли около 18 погребений. Я ни разу до этого не раскапывала человеческие останки, новое для меня ощущение. Антрополог Онгар Чагаров из Российской академии наук рассказал, как можно определить по костям, чем питался и как выглядел человек X века. На раскопках важно всегда слушать руководителей и не делать перекопы, так как восстановить перемешанный культурный слой уже нельзя. Надо быть готовым к жизни в палатке, комарам, дождю и холоду. Но все эти неудобства незначительны, и участие в экспедиции определенно стоит того.
На древних городищах, конечно, всегда есть истории про белого монаха, который ходит по ночам, но с мистикой или проклятиями фараона я не сталкивался. У студентов какого-то страха тоже не замечал: наоборот они, например, очень сблизились с этими покойниками и даже дали им аланские имена. Это породило небольшой скандал: на пакетах, куда должны были складываться кости, студенты написали имя «Сослан» вместо положенного «Погребение №5».
Меня поразило, что у двух студенток черепа вызвали дикий восторг. Они практически нянчились с ними, как с малыми детьми, и хотели узнать об этих людях как можно больше.
О сложностях в экспедиции и идеальной команде
Мы всегда живем буквально в двухстах метрах от места раскопок. Жизнь в полевом лагере – не самая беззаботная, поэтому нужно, чтобы все были готовы к стрессам, переменчивой погоде и прочим неудобствам.
Также в экспедиции важно умение работать в коллективе, ведь кроме раскопок требуется ходить в лес за дровами, дежурить на кухне и постоянно находиться бок о бок.
При этом работа порой не сильно сложная физически, а скорее нудная и долгая. Значит, не обойтись без заинтересованности в теме. Иногда, конечно, нужно и тяжелые камни носить, и постоянно работать «на лопате», но у нас никто не отказывался.
В экспедиции мы делаем все, чтобы студенты не только копали, но и узнавали новое, поэтому желание учиться и развиваться тоже обязательно для археологических поездок. В этом году каждый вечер мы проводили лекции о византийской архитектуре, антропологии, происхождении различных кавказских народов. Несколько раз ездили на экскурсии к другим памятникам и трижды устраивали киновечер: смотрели классические и современные фильмы о Кавказе.
О Карачаево-Черкесии и средневековой Алании
Карачаево-Черкесия была частью государства Алания. Еще оно занимало территорию юга Краснодарского и Ставропольского краев, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии.
Участники второй совместной экспедиции Школы исторических наук Вышки и Института археологии РАН провели на раскопках 16 дней. Андрей Виноградов был научным руководителем группы из 16 студентов Высшей школы экономики. В прошлом году вышкинцы вместе с коллегами из Института археологии уже проводили раскопки в Карачаево-Черкесии. Работу в этом регионе планируют продолжать и летом 2020-го.
Карачаево-Черкесия являлась религиозным, епископским, центром государства: именно здесь построили самые выдающиеся храмы и церкви. Местные жители приняли христианство в 912-914 годах, то есть почти за сто лет до Крещения Руси, поэтому аланская цивилизация – одна из древнейших христианских в России. Помимо этого, в местной культуре переплетаются разные элементы - византийские, закавказские, аланские, абхазские – она очень своеобразная и богатая.
Кроме того, в Карачаево-Черкесии очень красиво. Ландшафты за столетия практически не изменились. И когда тебя окружает первозданная природа – это особенное ощущение. Фантастическое впечатление дарит и небо: мы работали на высоте 1200 метров (неподалеку располагается крупнейшая на Северном Кавказе астрофизическая обсерватория) и видели эти огромные звезды прямо над головой.
Об актуальности археологии
Нам интересен Северный Кавказ: сейчас работаем в Карачаево-Черкесии, в будущем хотелось бы найти церковный центр Зихии – древней адыгской епархии на берегу Черного моря. В целом, в стране много мест, где еще можно и нужно проводить раскопки, но они не распределены по регионам равномерно. Например, тундра в этом отношении «проигрывает» Северному Причерноморью и Кавказу, но все же арктическая археология – важная (и довольно сложная) область науки.
Часто то, что можно раскопать, гибнет на наших глазах при строительстве, поэтому особенно актуальна сейчас спасательная археология. Примеры мы видели недавно: при подготовке Олимпиады в Сочи и строительстве Крымского моста понадобилось очень много археологов. Поэтому эта наука, равно как и история, не теряет своей важности.
О своем опыте в археологии и древнегреческом языке
Мои родители – археологи, поэтому все детство прошло в поездках. Впервые я поехал на раскопки в начале 80-х, и с тех пор много раз бывал на экспедициях в Крыму. На Кавказ попал в 2005 году, теперь на этом регионе сосредоточен мой главный научный интерес. Мы с моим коллегой Денисом Белецким ездили туда больше за натурными наблюдениями и только в прошлом году впервые начали собственные раскопки.
Людям, которые хотят заниматься историей и археологией, я советовал бы изучить древнегреческий и латынь. Знания этих языков не хватает, к сожалению, многим историкам, а ведь при работе с письменностью ими обязательно нужно владеть. Не могу сказать, что латынь намного сложнее немецкого. Эти языки относятся к индоевропейской языковой семье, как и русский. То же самое касается и древнегреческого. Историкам, изучающим средние века, на мой взгляд, нужно знать четыре основных европейских языка: английский, немецкий, французский, итальянский. Такой вот базовый набор из четырех современных языков и двух древних. Жаль, что об этом молодым ученым никто не говорит.
Виноградов Андрей Юрьевич
Научно-учебная лаборатория медиевистических исследований: Старший научный сотрудник
Вам также может быть интересно:
«Одна из самых точных гуманитарных наук»: как изучают археологию в НИУ ВШЭ
15 августа в России отмечается День археолога. Получить эту профессию можно на факультете гуманитарных наук Высшей школы экономики. Археологию изучают студенты бакалавриата, выбравшие направление «История», есть также магистерская программа «Античная и восточная археология». Каковы преимущества археологической науки, чем она привлекательна для молодежи и какие современные методы в ней применяются, «Вышке.Главное» рассказали преподаватели и аспиранты НИУ ВШЭ.
Старинные монеты и ремесленная керамика: при строительстве нового корпуса НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде найдены культурные артефакты
Строительство нового здания Высшей школы экономики ведется в исторической части города, поэтому его сопровождает «спасательная археология». «Найти, исследовать и спасти», — так формулирует задачу археологов эксперт — кандидат исторических наук, PhD Игорь Чечушков.
Италия, Турция, Абхазия: итоги археологических экспедиций ИКВИА ВШЭ 2021 года
У исследователей Центра античной и восточной археологии Института классического Востока и античности (ИКВИА) завершился полевой сезон. Несмотря на трудности, связанные с пандемией, в этом году удалось организовать запланированные экспедиции в Италии, Турции и Абхазии. Центр является единственной российской институцией, проводящей регулярные археологические исследования в Средиземноморье — в самом сердце античной цивилизации, где советские и российские археологи-классики никогда не работали.
Взросление на Северном Кавказе. Как оно изменилось за последнее время
В этом регионе, на фоне господства старых моделей перехода к самостоятельности, появляются и новые. События взросления перетасовываются, и старты биографии становятся вариативнее. О взрослении на Северном Кавказе рассказывает статья, опубликованная в Журнале исследований социальной политики НИУ ВШЭ.
Археологи из Вышки сделали ценное открытие на раскопках Акраганта
В 2019 году ВШЭ впервые примет студентов на магистерскую программу «Античная и восточная археология». Но еще до поступления абитуриенты смогли поучаствовать в археологической школе на Сицилии, где во время раскопок были обнаружены редкие бронзовые фиалы VI века до нашей эры.
В Вышке будут готовить археологов со знанием древних языков
Об особенностях и возможностях новой магистерской программы «Античная и восточная археология», первый набор на которую пройдет в 2019 году, а также о том, в какие экспедиции смогут поехать студенты, рассказывает ее академический руководитель, член-корреспондент РАН Аскольд Иванчик.
Ученый ВШЭ исследует уникальную надпись — список убийц князя Андрея Боголюбского
При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском ученые обнаружили на его стенах несколько древнерусских граффити, в том числе уникальную надпись XII века — сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц, некоторые имена из которого не были известны раньше. Как сообщает Институт археологии РАН, надпись, которая оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси, была найдена и исследуется московскими эпиграфистами — профессором Высшей школы экономики Алексеем Гиппиусом и научным сотрудником Института славяноведения РАН Саввой Михеевым.
Москвичи и мигранты не понимают друг друга
Напряженность между мигрантами с Северного Кавказа и местным населением в Центральной России обусловлена культурными и ценностными различиями. Особенности взаимного восприятия мигрантов и местного населения в Москве и Ставропольском крае выявили сотрудники Лаборатории социокультурных исследований ВШЭ Ольга Вербилович и Виктория Галяпина.
«Нам удалось выдвинуть новые гипотезы по истории Средних веков»
В этом году опубликовано два тома из нового шеститомного академического издания «Всемирная история». О работе над вторым томом, посвященным истории Востока и Запада в Средние века, рассказывает его ответственный редактор — заведующий кафедрой социальной истории ВШЭ, член-корреспондент Российской академии наук Павел Уваров.
«Надо научиться говорить о проблемах бывшей Югославии хладнокровно»
В середине сентября в ВШЭ стартовал цикл общеуниверситетских факультативов по истории конфликтов на территории бывшей Югославии. По словам автора курса, преподавателя кафедры всеобщей и отечественной истории ВШЭ Александра Сафонова, одна из основных задач факультатива — рассказать человеческим языком о бесчеловечном.