Люкина Елена Владимировна
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Ведущий эксперт:Институт образования / Центр поддержки цифрового обучения
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2004 году.
- Научно-педагогический стаж: 24 года.
Образование, учёные степени
- 2004
Кандидат филологических наук: Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза, специальность 10.02.04 «Германские языки», тема диссертации: Номинативное пространство фразеологических единиц с компонентами цветообозначения в немецком и английском языках" (когнитивно-номинативный аспект)
- 1999
Специалитет: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, специальность «Филология», квалификация «учитель английского и немецкого языка»
Аспирантура: Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза, специальность «10.02.04 - германские языки»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- 2024 - Повышение квалификации "Активные методы обучения иностранным языкам как средства формирования профессиональных компетенций учащихся", МГИМО Удостоверение
- 2023 Участие в конференции "Yet another Conference on Education 2023" Сертификат
- 2022 - Повышение квалификации "Педагогический дизайн в высшем образовании с учетом требований цифровой среды", НИУ ВШЭ Удостоверение
- 2022 - Повышение квалификации "Цифровые технологии в преподавании иностранных языков", МГИМО Удостоверение
- 2021 - Повышение квалификации "Самопрезентация и эффективные коммуникации", НИУ ВШЭ Сертификат
- 2021 - Повышение квалификации "Wie peppe ich meinen Unterricht auf?" DAAD-Fortbildung_Teilnahmebestätigung
- 2021 - Повышение квалификации "Представление информации и данных. Создание презентаций", НИУ ВШЭ Удостоверение
- 2021 - Повышение квалификации «Особенности организации учебного процесса в НИУ ВШЭ: правила и принципы, нормативные и методические вопросы, применение информационно-коммуникационных технологий», НИУ ВШЭ Удостоверение
- 2020 – Всероссийская образовательная онлайн-конференция Гёте-Института «Учим немецкому – открываем мир», Digitale Bildungskonferenz „Als Deutschlehrer in die Welt und wieder zurück“. Сертификат
- 2017г. - Сертификат эксперта РАО (научная экспертиза учебных изданий). Сертификат эксперта
- 2016г. - Повышение квалификации в Российской академии образования по программе "Экспертная деятельность в сфере образования". Удостоверение
- 2012г. - Семинар "Введение технических средств обучения на занятиях немецкого языка как иностранного" (Einsatz moderner Medien im DaF-Unterricht). Сертификат.
- 2011г. - Электронные библиотечные ресурсы НИУ ВШЭ
- 2010г. - Обучение по программе "Использование электронных библиотечных ресурсов в преподавании иностранных языков для подготовки в области мировой экономики и международных отношений", сертификат;
- 2005г. – курс повышения квалификации "Wirtschaftssprache Deutsch", Грац, Австрия, сертификат;
- 2004г. - 2005г. - профессиональная переподготовка "Английский для профессионалов" в Московском государственном лингвистическом университете. Диплом;
- 2004г. страноведческая стажировка, Германия-Австрия-Словения;
- 2003г. – страноведческая стажировка, Вена, Австрия;
- 2003г. – Грант Германской службы академических обменов (DAAD), университет Эссен- Дуйсбург, Германия. Научная стажировка для преподавателей, сертификат;
- 2002 – 2003гг. – практика в Московском государственном лингвистическом университете им. Мориса Тореза в качестве преподавателя немецкого языка. Повышение квалификации;
- 1999г. – 2000г. – научная стажировка в Московском государственном лингвистическом университете им. Мориса Тореза;
- 1999г. – Грант Германской службы академических обменов (DAAD) в Свободном университете Берлина, в университете Геттингена, Германия. Повышение квалификации;
- 1997г. – 1998г. – Грант Германской службы академических обменов (DAAD), учеба в университете Эрланген – Нюрнберг, Германия. Стипендия.
Гранты
-декабрь 2020 грант Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ, номинация «Оригинальные элементы online-преподавания» https://foi.hse.ru/news/424528416.html
- декабрь 2019 грант Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ, номинация «Практики внедрения в учебный процесс методики Blended» https://foi.hse.ru/news/322365579.html
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Основы педагогического дизайна (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "37.04.01. Психология", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Основы проектирования в образовании (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Преподавание иностранного языка в вузе: современные подходы и их практическая реализация (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Современный урок (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Иностранный язык (немецкий) 3 курс (Дисциплина общефакультетского пула; 1-4 модуль)Рус
- Универсальные компетентности и новая грамотность (Бакалавриат; где читается: Факультет физики; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Универсальные компетентности и новая грамотность (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Иностранный язык (немецкий) 3 курс (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Конференции
апрель 2024 - V Межвузовская научно-практическая конференция в МГИМО "Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе". Доклад: Модель UbD для проектирования языкового курса в смешанном формате
февраль 2024 - IV Международная научно-практическая конференция «Диалог культур. Культура диалога в многонациональном городском пространстве», МГПУ. Доклад: Проектирование курса "Межкультурная коммуникация" в онлайн-формате: вызовы и решения Сертификат
октябрь 2022 - ХIII Международная российская конференция исследователей высшего образования «Новые образовательные результаты для благополучия и успеха», НИУ ВШЭ. Доклад: Триада стратегий взаимодействия студентов в международном онлайн-курсе по межкультурной компетенции Сертификат ИВО
апрель 2022 - IV Межвузовская научно-практическая конференция в МГИМО "Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе". Доклад: Индикаторы оценки инноваций в международном онлайн-проекте по межкультурной коммуникации
июнь 2021 - 48-я ежегодная конференция FaDaF во Фрайбурге/ die 48. FaDaF-Jahrestagung an der PH Freiburg "FaDaF und Freiburg - digital ganz nah". Доклад: Interkulturelle Tandems als Mittel zur Entwicklung der interkulturellen und plurilingualen Kompetenz
июнь 2019 - Evalutionstreffen zum Projekt "Internationale digitale Netzwerkuniversität Kulturen verbinden" (Берлин). Доклад: Thesaurus der Fachsprachen - Rationalisierung in der Fachkommunikation
- 2022XIII Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) (Москва). Доклад: Триада стратегий взаимодействия студентов в международном онлайн-курсе по межкультурной компетенции
Публикации9
- Книга Лытаева М. А., Люкина Е. В. Немецкий язык. 10 класс. Тетрадь-тренажёр. Базовый уровень. М. : Просвещение, 2023.
- Книга Лытаева М. А., Люкина Е. В. Вундеркинды. Немецкий язык. 8 класс. Контрольные задания. М. : Просвещение, 2021.
- Статья Люкина Е. В. Комплексный характер контроля и оценки достижения образовательных результатов (на примере учебного пособия с контрольными работами для 7 класса) // Просвещение. Иностранные языки. 2021
- Статья Люкина Е. В., Лытаева М. А. Инкрементальное предсказание морфологической парадигмы неизвестных слов русского языка // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68. С. 27-41. doi
- Книга Лытаева М. А., Люкина Е. В., Гутброд О. Всероссийские проверочные работы. Немецкий язык. 10 типовых вариантов. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Люкина Е. В. Вундеркинды. Немецкий язык. 7 класс. Контрольные задания. М. : Просвещение, 2019.
- Статья Люкина Е. В. Использование универсальных зависимостей при грамматическом разборе многоязычного текста (на примере безличного предикатива) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. Т. 16. № 2. С. 19-33. doi
- Статья Люкина Е. В. Количественные исследования фразеологизмов с компонентами цветообозначения в немецком и английском языках // Известия Смоленского государственного университета. 2017. № 1. С. 107-116.
- Глава книги Люкина Е. В. Сопоставительный анализ фразеологических единиц с компонентами цветообозначения в немецком и английском языках // В кн.: Электронное научное издание (периодический сборник) Лингвистика и методика преподавания иностранных языков Вып. 9: Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. Институт языкознания РАН, 2017. Гл. 11. С. 331-347.
Публикации
Семантические модели цветообозначений во вторичной функции знакообразования в дискурсе //Изучение дискурса, как когнитивно-прагматического феномена: Межвузовский сборник научных статей. Сургут, 2004. с.36-41
Фразеологизмы с компонентами цветообозначения в семантической структуре лексикона немецкого и английского языков // Фразеологические науки в МГИМО. Сборник научных трудов № 13 (28). / Отв. ред. Кашкуревич Л.Г. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2003. – с. 112-122.
Оценочный элемент фразеологизмов-цветообозначений // Языковое общение и его единицы в лингвистических и лингводидактических исследованиях: Межвуз. сб. науч. ст., посвященный 10-летию основания Сургутского государственного университета / Отв. ред. В.М. Глушак. – Сургут: Изд-во СурГу, 2003. - с.72-75.
Фразеологизмы цветообозначения, выражающие эмоциональное состояние субъекта (на материале немецкого и английского языков) // Актуальные проблемы романистики и германистики. Сборник научных статей. Вып. 7, Смоленск: СПГУ, 2003. – с.104-111.
В соавторстве с Чернышевой И.И. К вопросу о когнитивном основании фразеологических единиц с компонентами-прилагательными цветообозначения // Вестник педагогического опыта. Серия "Иностранные языки", Вып. 14, Глазов, 2001. – с. 36-37
Опыт работы
Начала работать в НИУ ВШЭ в 2004 году
Член группы разработчиков контрольных измерительных материалов по немецкому языку , используемых при проведении ГИА по иностранным языкам, ФИПИ (2019 - 2021г.)
Информация*
- Общий стаж: 24 года
- Научно-педагогический стаж: 24 года
- Преподавательский стаж: 23 года
Участие в проектах
с 2019 г. - по наст. время - руководитель онлайн-курса "Inter- und Transkulturalität. Interkulturelle Kompetenz" в проекте Международного сетевого онлайн-университета https://www.netzwerkuni.com от НИУ ВШЭ
Проведение экспертиз в сфере образования, организуемых РАО
2019 - по наст. время - Научная экспертиза учебных изданий издательства "Просвещения"
2018 - Научная экспертиза учебных изданий издательства "Просвещения"
2017 - Научная экспертиза учебных изданий "Немецкий язык для средней школы" издательства "Просвещения"
В поисках баланса: педагогический дизайн для обучения иностранным языкам
19 апреля директор ЦПЦО Мария Лытаева и ведущий эксперт Елена Люкина выступили с докладами на V конференции «Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе», которая прошла в МГИМО.
Проектирование курса "Межкультурная коммуникация" в онлайн-формате: вызовы и решения
29 февраля директор ЦПЦО Мария Лытаева и ведущий эксперт Елена Люкина приняли участие в IV Международной научно-практической конференции «Диалог культур. Культура диалога в многонациональном городском пространстве» (DCCD’24), которая прошла в институте иностранных языков Московского городского университета.
Поздравляем с победой в конкурсе образовательных инноваций 2019!
Фонд образовательных инноваций подвел итоги осеннего конкурса образовательных инноваций 2019 г. Среди победителей в разных номинациях - преподаватели Департамента иностранных языков.