В НИУ ВШЭ разработали первый стандартизированный тест на русском языке для оценки нарушений при афазии
Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ создали и протестировали Русский афазиологический тест — новую методику диагностики языковых нарушений у пациентов с афазией. Этот тест станет первым в России стандартизированным инструментом в этой области. Статья “The Russian Aphasia Test: The first comprehensive, quantitative, standardized, and computerized aphasia language battery in Russian” вышла в журнале PLOS ONE.
Исторически сложилось так, что при диагностике языковых и речевых нарушений российские специалисты часто руководствуются качественными методиками. Такие инструменты требуют от клинициста высокой степени мастерства, а результаты оценки трудно сравнивать между собой и использовать в исследованиях. Немногочисленные количественные опросники для оценки речи разработаны слишком давно и часто не соответствуют современным требованиям к инструментам измерения.
Афазия — одно из языковых нарушений, для которых не существует стандартизированного российского теста. У пациента с афазией затруднено понимание чужой речи и/или нарушены навыки произношения слов и письма. Чаще всего афазия — результат инсульта или черепно-мозговой травмы.
Чтобы решить проблему отсутствия валидной российской методики для диагностики афазии, команда исследователей из ВШЭ разработала и протестировала новый инструмент — Русский афазиологический тест (Russian Aphasia Test, RAT). Тест основан на современных моделях нейролингвистики и учитывает психометрические требования к разработке таких диагностических батарей.
Для валидизации теста пригласили 106 здоровых испытуемых и 85 пациентов с афазией. Каждый из участников протестировал новую методику с помощью планшета. Как и ожидалось, здоровые участники успешно справились с тестом. Результаты пациентов с афазией отражали те диагнозы и разносторонние языковые нарушения, которые были выявлены у них с помощью качественного обследования в клинике. Эти и другие статистические тесты, проведенные командой ученых, доказывают валидность и надежность опросника. Результаты испытуемых также использовались для стандартизации инструмента.
Валидный опросник действительно измеряет тот параметр, для измерения которого он и был разработан. При этом его результаты устойчивы во времени и варьируются среди испытуемых с разным уровнем измеряемого параметра. Стандартизация теста — отдельная процедура для выявления нормы оценок теста на основе результатов испытуемых, чтобы показатели каждого пациента можно было сравнивать с этой нормой.
Разработанный тест позволяет оценить нарушения с точки зрения трех языковых функций — понимание речи на слух, повторение и порождение речи. При этом каждая из функций оценивается на разных лингвистических уровнях — от обработки отдельных звуков речи (фонем), отдельных слов и предложений до понимания/порождения дискурса. Например, для оценки понимания речи на слух испытуемый сопоставляет услышанное слово или предложение с картинкой. В заданиях на повторение нужно воспроизвести услышанное слово, предложение или бессмысленный набор звуков. Способность к порождению речи оценивается с помощью заданий на словесное описание картинок. Всего в тест вошло 13 разных субтестов, в каждом из которых от 8 до 24 проб. В среднем пациент с афазией тратит 60–90 минут на его прохождение.
Такая дифференцированная диагностика позволяет оценить особенности нарушений у конкретного пациента, чтобы подобрать эффективное лечение. При этом впервые в России диагностика будет стандартизирована в соответствии с современными требованиями психометрики. Русский афазиологический тест можно использовать как в клинической практике, так и для нейролингвистических исследований языка.
Этот тест — также впервые в России и мире — позволяет автоматизировать диагностику афазии: пациенты могут пройти его на планшете, и программа сама подсчитает баллы для части заданий, а точность выполнения остальных заданий экзаменатор сможет оценить прямо на устройстве, и в конце программа укажет степень серьезности нарушения каждой из языковых функций.
«Публикация этого теста — действительно знаковое событие для российской афазиологии, — комментирует Мария Иванова, руководитель команды разработчиков теста, научный сотрудник Центра языка и мозга (сейчас научный сотрудник Лаборатории восстановления после афазии университета Калифорнии Беркли). — Мы работали над этим проектом на протяжении почти 10 лет. Сперва придумывали задания и апробировали их не небольшом количестве испытуемых. Потом, отобрав лучшие варианты, провели полномасштабный сбор данных для валидизации и стандартизации теста. Одновременно с этим мы разработали приложение, с помощью которого удалось автоматизировать процедуру тестирования и оценки ответов. Последние несколько лет были посвящены обработке данных и подготовке материалов теста к публикации. Использование этого теста в клинической и научной работе выводит отечественную афазиологию на новый уровень».
Ольга Драгой
«Русский афазиологический тест — самое яркое клиническое приложение, созданное в Центре языка и мозга ВШЭ, — говорит Ольга Драгой, директор центра и соавтор работы. — В нем воплощено все самое актуальное научное нейролингвистическое знание, лучшие традиции психометрики и современные технологии. Мы рассчитываем, что проделанная нами титаническая работа принесет пользу отечественной клинике речевых нарушений и задаст моду в мире в области инструментов оценки речи».
Вам также может быть интересно:
В России разработана программа для диагностики дислексии
Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.
Нейролингвисты Вышки выиграли премию для молодых ученых Москвы
Исследовательницы из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова и Ольга Солоухина стали лауреатами премии правительства Москвы для молодых ученых. Премия была присуждена за разработку тестов для диагностики речевых нарушений и терапевтической методики восстановления речи. Премия вручается правительством Москвы уже 10 лет за выдающиеся фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, технических и гуманитарных наук.
«Было здорово посмотреть на научные достижения глазами не ученого, а журналиста»
В нижегородском кампусе Высшей школы экономики состоялась II Осенняя нейролингвистическая школа «NeuroSciCom: популяризация исследований о языке и мозге» для ученых и студентов на базе Центра языка и мозга НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. Школа прошла в рамках Стратегического проекта программы Приоритет 2030 «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде».
В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”
В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.
Ученые разработали методику предоперационного картирования речевых зон
Нейролингвисты из НИУ ВШЭ совместно с врачами-рентгенологами из НМХЦ им. Н.И. Пирогова разработали русскоязычный протокол функциональной магнитно-резонансной томографии, позволяющий индивидуально картировать речевые зоны перед нейрохирургическими операциями. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Human Neuroscience.
Ученые описали синдром афазии, вызываемый удалением опухоли головного мозга
Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в сотрудничестве с российскими врачами обнаружили различия между проявлениями постинсультной афазии и афазии, вызванной удалением глиомы. После операции у пациентов возникают генерализованные речевые нарушения средней тяжести, которые одновременно затрагивают все аспекты речевой обработки. Понимание этих различий позволит врачам разрабатывать более эффективную терапию речевых нарушений, вызванных нейрохирургическим удалением глиом. Результаты исследования опубликованы в журнале Brain and Language.
Отборочный этап студенческой олимпиады «Я — профессионал» собрал более 104 тысяч участников
За 17 дней более 104 тысяч участников из разных регионов России попробовали свои силы в состязаниях отборочного онлайн-этапа пятого сезона олимпиады«Я — профессионал» — одного из флагманских проектов президентской платформы«Россия — страна возможностей». Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
НИУ ВШЭ подвел итоги участия в программе Года науки и технологий в России
Уходящий 2021 год был объявлен в России Годом науки и технологий. Новостная служба портала рассказывает, какие мероприятия проводила Высшая школа экономики под эгидой Года науки, о достижениях университета, а также о том, как Вышка помогает популяризации отечественной науки.
Исследование ВШЭ: реабилитацию детей с артрогрипозом может облегчить стимуляция мозга
Совместно с НМИЦ детской травматологии и ортопедии им. Турнера исследователи НИУ ВШЭ изучили, как мозг детей с артрогрипозом после пересадки мышц контролирует сгибание локтя. Оказалось, что у таких пациентов вовлекается больше моторных нейронов, то есть начало нового движения требует от мозга больше усилий.
«Задачи Высшей школы экономики вращаются вокруг слова “человек”»
В Парке науки и искусства «Сириус» завершился Конгресс молодых ученых — одно из ключевых мероприятий Года науки и технологий. В работе конгресса приняла участие делегация Высшей школы экономики. Как это было — в репортаже новостной службы портала.