На летних предметных школах ВШЭ старшеклассники сочетают учебу и отдых
В Учебном центре ВШЭ «Вороново» в Подмосковье завершились две предметные школы для старшеклассников — Летняя многопрофильная школа (коммуникации, социальные науки, экономика) и Летняя правовая школа. В августе состоится Летняя техническая школа, также преподаватели и студенты ВШЭ примут участие в работе школ для одаренных детей по разным предметам в Липецке, Воронеже, Красноярске и других городах.
Летние предметные школы ВШЭ для учеников 8-10 классов из России и стран ближнего зарубежья — это сочетание отдыха с занятиями, которые проводят студенты и преподаватели ВШЭ, в том числе ведущие профессора и руководители образовательных программ. В течение недели дети учатся писать научные тексты, проводить исследования, разбирают олимпиадные задания, участвуют в конкурсах и так далее. Одна из задач предметных школ — помочь выбрать профессию, направление подготовки и вуз. Образовательная составляющая и проживание — бесплатно (оплачивается только питание — около 6 тыс. рублей), участников отбирают по конкурсу — нужно заполнить анкету и написать небольшое эссе, почему вам интересно участие в летней школе.
Поскольку на Летнюю многопрофильную школу набирали учеников по трем направлениям — коммуникации, социальные науки или экономика, часть программы была общей для всех, а остальные занятия проводились раздельно для каждого профиля. В ходе деловых игр школьники могли погрузиться в профессию: попробовать себя в роли журналистов, психологов, брокеров, специалистов по ценным бумагам и так далее. По вечерам вместе с преподавателями играли в «Что? Где? Когда?» и моделировали четыре года обучения в ВШЭ с помощью профориентационной игры «Вышка: прохождение». Плюс к этому — прогулки, спорт, неформальное общение.
Летняя правовая школа (ее лозунг — «Лучшие летние каникулы в твоей жизни») была организована по аналогичной схеме, лекции чередовались с практическими занятиями. Например, последние два дня работы были посвящены Международному уголовному суду: первый день был лекционным, разбиралось устройство суда, а во второй день школьники моделировали его работу, выступая в качестве участников процесса. Наставниками команд были студенты факультета права, среди которых — представители команды ВШЭ, победившие в этом году в конкурсе «Модель Международного уголовного суда», итоги которого были подведены в Гааге.
В Летней многопрофильной школе 2015 года приняли участие 83 человека (было подано 845 заявок), в Летней правовой школе — 60 человек (330 заявок).
Из личного блога участницы Многопрофильной летней школы, десятиклассницы Алены Огаркиной:
День четвертый:
Я в восторге от сегодняшних лекций! Первая, казалось бы, на совсем мне неинтересную тему — экономика. Нам рассказывали о потенциале Китая, был краткий экскурс в историю, я даже стала разбираться во всех этих кривых ВВП и прочем. С легкой руки лектора занятие прошло быстро, воодушевленно.
Вторая лекция была уже по направлениям, мы сегодня обсуждали «выборы как коммуникацию и выборы как институт». Было немножко стыдно, что я подзабыла право, но быстро все вспомнила. Думаю, за счёт того, что тема лекции мне была в какой-то степени знакома и близка, материал казался интересным. И стоит сказать большое спасибо нашему лектору — Ольге Валентиновне (Афанасьевой — Прим. ред.) — за интереснейшую подачу материала, точное, понятное объяснение и понимание того, что мы иногда устаем!
Завершающая третья лекция была в виде электоральной игры, которую проводили вожатые и профессора. И я могу сказать, что эта игра — бомба! Действительно лучшее, что было за последние дни. Я была доверенным лицом при кандидате в президенты страны ЛМШ, в мои обязанности входило быть представителем моего подопечного, и я постаралась сделать все возможное для победы моего кандидата. В общем, получила массу эмоций, эти 2 часа (или сколько их было?) пролетели быстро, я даже ни разу на время не смотрела.
Из дневника Летней правовой школы:
После долгого и насыщенного дня участников ЛПШ-2015 ожидали вечерние мероприятия: на выбор были предложены парламентские дебаты и киноклуб. В зависимости от своих предпочтений ребята разделились — кто-то отправился на просмотр фильма, а кому-то предстояла жаркая дискуссия на актуальные правовые вопросы.
Киноклуб, организованный и проводимый Булатом Венеровичем Назмутдиновым, — мероприятие, без которого представить себе Школу просто невозможно. На первой встрече клуба ребятам был предложен фильм 2004 года «Вера Дрейк», повествующий о жизни добропорядочной женщины, которая помогает женщинам избавиться от нежелательной беременности. Поскольку действие разворачивается в Англии 50-х годов, главная героиня оказывается в настоящем аду, когда о её незаконной деятельности узнают власти. Фильм, номинированный на «Оскар» за лучший сюжет, не оставил никого равнодушным — обсуждение фильма проходило более часа.
Параллельно с киноклубом другие ребята участвовали в парламентских дебатах, проводимых по правилам Летней школы. В первой группе обсуждались темы особого мнения судей Конституционного суда РФ и вопрос о выдаче тел убитых террористов. Жюри отмечает несомненно высокий уровень аргументации и хорошо продуманную логику выступлений, а также артистичность и владение ораторским мастерством. В то время как ребята обсуждали судей Конституционного Суда РФ, в другой группе проходила дискуссия о том, необходимо ли соблюдать государственную тайну по отношению к погибшим военнослужащим во время действующего военного положения, а так же была поднята тема клонирования.
Афанасьева Ольга Валентиновна
Доцент Департамента интегрированных коммуникаций
Назмутдинов Булат Венерович
Доцент кафедры теории и истории права
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО
О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.