Образовательные инноваторы прошли через «трубу экспертов» и питч-сессии
В Москве завершилась летняя школа Конкурса инноваций в образовании, организованная Высшей школой экономики. В течение четырех дней под руководством экспертов ее участники дорабатывали свои проекты, чтобы в сентябре представить их потенциальным инвесторам на Международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch.
Конкурс инноваций в образовании (КИвО) проводится третий год, его основным организатором является Институт образования ВШЭ при поддержке партнеров, в числе которых Минобрнауки России, Агентство стратегических инициатив, Microsoft и другие. В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики стартапов в сфере образования или команды разработчиков до шести человек. Стартап может находиться на начальной стадии, но авторы должны показать, что в их проектах есть нечто большее, чем абстрактная идея.
В этом году на конкурс было подано более 700 заявок, из которых жюри — около 100 экспертов в образовании, бизнесе и других областях — отобрали 30 полуфиналистов. Оценивалась новизна проектов, целесообразность, возможность тиражирования, жизнеспособность и другие факторы. 28 полуфиналистов приехали на летнюю школу — им оплатили проезд и проживание. «Отбирать полуфиналистов на этот раз было очень трудно, — говорит директор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин. — Слабых проектов намного меньше, чем в предыдущие годы».
Традиционно проекты, поданные на конкурс, можно разделить на две группы — связанные и не связанные с IT, отмечает директор КИвО Диана Королева. В этом году увеличилось число проектов, связанных с применением мобильных технологий школьниками. Еще одна возможная классификация — проекты, предложенные представителями сферы образования (учителями, преподавателями вузов, управленцами), и теми, кто работает за рамками системы. «Развитие несистемных проектов — тоже важная тенденция, — считает Диана Королева. — Многие идеи не попадают под «купол» традиционного образования, и инноваторы сами находят ниши, где могут реализовать свои идеи».
Инновации в образовании — это специфическая область, с которой нужно отдельно работать, они не вписываются в общую логику инновационных проектов
Перед участниками летней школы выступили известные эксперты сферы образования, в том числе профессора Вышки Исак Фрумин, Сергей Филонович, Константин Ушаков, профессор Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша. Представители бизнеса — компаний «Яндекс», «Microsoft», «Skyeng» — рассказали о продвижении инновационных проектов в образовании, победители КИвО прошлых лет — Диана Колесникова и Айрат Багаутдинов — о роли конкурса в развитии их собственных проектов.
Все участники финала прошли через так называемую «экспертную трубу», поочередно представляя свои проекты группам экспертов из четырех областей (бизнес, проджект-менеджмент, пиар и образование) и тут же получая от них советы и комментарии. А на питч-сессиях они учились кратко и структурированно представлять свои проекты потенциальным инвесторам.
Конкурс в очередной показал, что инновации в образовании возникают не только и не столько с подачи государства или с его участием, считает Александр Сидоркин. «Инновации в образовании — это специфическая область, с которой нужно отдельно работать, они не вписываются в общую логику инновационных проектов, — добавляет он. — Тем не менее на этом поле много игроков, в их числе студенты и преподаватели вузов, сотрудники частных компаний, представители общественных организаций, родители. Их талант, их инициативы — мощный источник для развития образования в России».
По результатам полуфинала на этой неделе будет объявлен список финалистов, которые представят свои проекты на конференции EdCrunch 11 сентября (вход на финал свободный, точная информация о месте и времени проведения будет размещена на сайте kivo.hse.ru). Победитель конкурса, как обычно, получит тревел-грант в любую страну мира и помощь в организации переговоров с инвесторами.
Своими впечатлениями делятся участники полуфинала КИвО-2016.
Максатбек Абдуназар уулу и Азиза Аширалиева, Москва, проект «Билим»
Мы представили на конкурс социально-образовательный проект «Билим» (в переводе с кыргызского — «знание»), который помогает детям мигрантов адаптироваться в русскоязычной среде. Проект запущен в сентябре прошлого года — мы готовим к обучению в детских садах и школах детей, которые не говорят на русском языке. Подготовка не только языковая, но и психологическая, социально-культурная: в течение пяти месяцев дети занимаются с преподавателями, посещают музеи, играют в футбол во дворе с русскоговорящими сверстниками. Преподаватели у нас двуязычные — говорят на русском и кыргызском или на русском и узбекском.
Мы хотели бы получить грант, чтобы разработать технологию обучения таких детей, и на конкурс пришли за экспертизой наших идей. Еще нам нужны помещения — пока мы снимаем только небольшой офис на Полянке, а хотелось бы вести занятия в нескольких местах. Общались здесь с директорами московских школ, они с интересом нас слушали и благодарили, ведь для московского образования обучение детей мигрантов — огромная проблема, которую пока не удается решить в полной мере.
Василий Новиков, проект InstaQuiz, Санкт-Петербург
На конкурс наша команда представила веб-сервис, который позволяет лектору в режиме реального времени взаимодействовать с аудиторией, проводить опросы, делать выводы, насколько студенты усваивают материал. Чтобы сервис работал, студентам достаточно зайти на его сайт со своих смартфонов, и они тут же получают доступ к тестам, опросам, которые преподаватель активизирует во время занятия. А после занятий программа анализирует данные, полученные от аудитории, и дает преподавателю рекомендации по дальнейшей работе, обычно в подобных сервисах такого нет.
Оригинальность проекта еще и в том, что не нужно ничего устанавливать и скачивать, работать с веб-сервисом можно везде, где есть Интернет. Не нужны пульты и специальные устройства, сервис дешев и функционален. Я сам применял его в работе (преподаю в ИТМО), и на основе полученных данных сразу было видно, у кого из студентов возникают проблемы.
Сейчас наша задача — сделать работоспособную версию продукта для рынка, и нужны мнения его потенциальных пользователей. На КИвО мы пришли, чтобы найти партнеров — учителей, преподавателей, директоров школ, понять их ожидания и соответственно адаптировать наш сервис.
Надежда Федотова и Ольга Филиппова, проект EdDesign, Москва — Санкт-Петербург
Мы работаем в финской компании, которая занимается архитектурным дизайном, у нее филиалы в Москве и Питере. Основываясь на своем опыте, мы решили создать портал, посвященный дизайну школ и интерьерным решениям.
На этом портале мы хотели бы собрать информацию о решениях в области дизайна школ, о проектах, реализованных в Росси и за рубежом, создать базу проектировщиков, архитекторов, разместить нормативные документы, примеры лучших архитектурных решений со всего мира. Было бы интересно собрать примеры решения проблем, которые возникают при проектировании школ и связаны, например, с жесткими нормативами.
На этой площадке смогут находить друг друга, с одной стороны, поставщики услуг, с другой — потребители. Например, школа строит новое здание, и ее учредитель или будущий директор, зайдя на портал, сразу увидит, кто может спроектировать здание, какие выбрать полы и прочее.
Общаясь с экспертами на полуфинале, мы поняли, что проект интересен, в нем есть потребность. Нам посоветовали начать его без стартового капитала, так что если мы сразу не найдем инвесторов, прототип сайта, наверное, сделаем сами.
Андрей Антонов, проект «Роботы идут в школу», Волгоград
Сейчас в школе развивается робототехника, обсуждается вопрос об ее включении в обязательную программу, и наш проект дает на него ответ.
На рынке образовательной робототехники представлены в основном конструкторы — например, «Лего», но они дороги, содержат множество деталей, которые часто теряются, и работа с ними требует высокой квалификации преподавателя. Для кружков робототехники таких преподавателей хватает, а где их взять для массовой школы? Поэтому мы предлагаем альтернативу — миниатюрных роботов, вандалоустойчивых, которых не нужно собирать. Робототехнику можно включить в курс информатики, и, если методика будет простой, учителям даже не придется проходить переподготовку. Наших роботов можно использовать для обучения программированию, и занятия с ними будут увлекательными и интересными.
Как технологически реализовать проект, мы понимаем, но нужны партнеры, которые смогли бы разработать методику обучения и внедрить ее в общеобразовательные школы. Надеемся, что КИвО нам в этом поможет.
Алена Никитина и Евгений Бякин, проект Teachmehow.com, Екатеринбург
Teachmehow.com — это портал, где человек может поделиться своим профессиональным или иным опытом или, наоборот, узнать об опыте других. Например, если вы стартапер и пока ничего не понимаете в инновациях, на портале можно будет найти того, у кого есть опыт в этой сфере, кто совершал ошибки и находил решение проблем, и он с вами поделится своими знаниями. Если вы журналист, то вас, наверное, интересует опыт журналистов по какой-либо теме из других стран, вы найдете их на портале и пообщаетесь.
Пока портал не начал работать, это всего лишь идея, и сейчас мы оцениваем ее перспективы. Первоначально предполагали, что портал будет о бизнесе, а теперь хотим расширить тематику вплоть до редких профессий. Первоначально мы хотим набрать подписчиков в соцсетях — за первые две недели к нам присоединились около 150 человек, а затем, наверное, создадим сайт. Возможна коммерциализация проекта — например, VIP-менторы могли бы получать деньги от пользователей за свои консультации.
Пройдя через «трубу экспертов», мы получили множество полезных замечаний, честно их записывали и не обижались. Понравилось, что никто не задал вопрос, где мы возьмем деньги, — наверное, профессиональные инвесторы в таких случаях сами видят источники финансирования и мыслят в нашей системе координат.
Елена Пухомелина и Наталья Чернышова, проект «Медиатрейлер», Москва
Мы вместе учимся в Вышке на магистерской программе «Доказательная образовательная политика» и на конкурс представили проект передвижной медиашколы. Это передвижная лаборатория, с помощью которой дети за один день могут ознакомиться с основами нескольких медиа-профессий — телерепортера, режиссера и других. Дети учатся снимать фильмы, работать с презентациями и вообще пользоваться любыми медиа, которые нас окружают и которые очень интересны современным школьникам.
Далеко не все учителя могут проводить такие занятия, а мы можем, причем всякий раз в новой школе, есть примеры, когда мы даже выезжали в регионы. Учителям мы предлагаем выполнять аналогичные задания — одновременно с детьми, но в другой аудитории, и это их очень увлекает. Мы не предлагаем школе купить оборудование, часть техники привозим с собой, а гаджеты у всех детей есть. В перспективе мы хотели бы создать сетевые ресурсные центры в регионах.
В КИвО нам предложил поучаствовать руководитель нашей магистерской программы Петр Сафронов. Мы ведь много всего изучали о проектах и исследованиях, а тут появилась возможность представить свой проект экспертам и найти инвесторов. Нашим проектом заинтересовались представители «Microsoft», «Сбербанка» и директора школ, от которых мы уже получили приглашения.
Королева Диана Олеговна
Директор КИвО
Ушаков Константин Михайлович
Профессор Департамента образовательных программ
Филонович Сергей Ростиславович
Ординарный профессор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.