Летняя школа по предпринимательству: жарко и интересно
В июле под Звенигородом работала Вторая Всероссийская Летняя школа «Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение». Об итогах школы рассказал ее руководитель, декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.
— Александр Юльевич, предпринимательство, вообще говоря, занятие весьма практическое. Какую теорию изучали на вашей школе студенты?
— Да, предпринимательство — это практическая деятельность, и ею энергичные и креативные люди занимаются на протяжении столетий. Но только в середине двадцатого века пришло осознание того, что феномен предпринимательства представляет собой весьма сложный и захватывающий предмет научного изучения и осмысления. Как и почему одни люди могут распознать и воспользоваться возможностью для предпринимательского старта, а другие — нет? Почему в обществах с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития наблюдается совершенно разная интенсивность занятий предпринимательством? Какие факторы и причины приводят к предпринимательскому успеху, и все ли здесь зависит только от наличия финансов и благоприятной рыночной конъюнктуры? Как влияют на предпринимательскую активность факторы макро- и мезоуровня, какую роль играет уровень образования и общей культуры? Эти вопросы на протяжении последних десятилетий являются предметом изучения такого междисциплинарного направления, как теория предпринимательства. Прежде всего, вокруг них и строилась программа школы.
— Разве здесь еще остаются секреты?
— Безусловно, здесь еще многое не изучено, и каждый новый год деятельности проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM), участником которого является Вышка в лице Лаборатории социологических исследований, это подтверждает. Появляются все новые эмпирические данные, которые подчас опровергают стереотипные представления. Например, обнаружилось, что кризис отнюдь не привел к общему снижению предпринимательской активности россиян, хотя и повлиял на структуру мотивации, которая подвигла новичков начать собственное дело. К тому же оказалось, что вовсе не в мегаполисах, а в селах и малых городах интенсивнее всего реализуется предпринимательский потенциал населения. И это лишь малая часть подобных примеров.
— Но ведь этой тематикой работа школы не исчерпывалась?
— Конечно, нет. Работа школы строилась вокруг трех основных тематических линий — теории предпринимательства, методов изучения предпринимательства, а также реального развития предпринимательства в России и механизмов содействия этому со стороны общественных институтов и государства. Соответственно, каждая из смысловых линий поддерживалась несколькими лекциями профессоров Вышки и приглашенных экспертов. Среди них – заместитель заведующего кафедрой статистики Высшей школы экономики Ольга Образцова и доцент кафедры экономической социологии Татьяна Алимова, профессор кафедры экономической социологии Дмитрий Молчанов и ординарный профессор Татьяна Долгопятова, профессор Финакадемии Андрей Юданов и ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Борис Кузнецов.
— Как строился рабочий день школы?
Участники Летней школы �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение� |
— Как формировались рабочие группы?
— В основном, исходя из исследовательской тематики работ самих участников. Мы внимательно изучили заявки на стадии отбора. Естественно, они проходили конкурс, правда, в этом году он был менее «ожесточенным», чем в прошлом, тогда на одно место претендовало в среднем три человека, сейчас — два. Участвовали в нем не только студенты и аспиранты Вышки, но и представители более чем десяти городов России и Украины. В итоге мы отобрали 27 человек, из которых 15 — вышкинцы.
— Каких результатов, на ваш взгляд, удалось добиться за неделю работы школы?
— Я бы выделил несколько аспектов. Во-первых, мы провели «аудит» состояния изучения предпринимательства в университетах России и помогли студентам из региональных вузов примерить на себя современную тематику и методику исследований предпринимательства. Во-вторых, мы содействовали формированию неформальной сети молодых исследователей, которых привлекает данная проблематика — разъехавшись, они не потеряют друг друга из вида, будут советоваться, обмениваться информацией. Такое общение очень важно в нашей огромной и пока еще слабо информатизированной стране, — я имею в виду доступность новейшей периодики, информации о профильных конференциях и тому подобные вещи.
Но я бы не хотел ограничиваться только своей точкой зрения, поэтому сошлюсь на мнения участников школы, которые они выразили в анкетах, заполненных по ее итогам. Все они, включая студентов МГУ, Финансовой академии и других известных вузов, высоко оценили лекционную часть, общий дух нацеленности на серьезную исследовательскую работу, групповые «мозговые штурмы». А, например, украинский участник, студент из Донецка, отметил, что процессы, которые происходят в экономиках наших стран, сходны и имеют одинаковую природу, поэтому им интересно было познакомиться с исследованиями, которые проводит один из ведущих экономических вузов России.
Доктор Йоланда Хессельс, ведущий исследователь Института менеджмента Университета Эразма Роттердамского, которая провела мастер-класс об использовании данных GEM в изучении экономической динамики обществ, оценивала студенческие презентации по итогам исследовательских циклов прошлых лет. Так вот она даже высказала сожаление, что в Нидерландах — одном из лидеров в области исследований предпринимательства — подобной практики участия студентов в крупных международных проектах нет.
— Удалось ли составить планы проведения новых летних школ?
Летняя школа �Теория предпринимательства: направления исследований, методология, прикладное значение� |
Есть и другая проблема. Если мы переведем нашу школу в международный формат, то студентам из других вузов трудно будет в ней участвовать — и по языковым соображениям, и по финансовым. Приобретя в одном — возможности международного бенчмарка — мы можем потерять в другом, в возможности продвижения передовых подходов и методов изучения предпринимательства в российском университетском сообществе. Организовывать же две летние школы слишком накладно. В общем, будем искать выход из этой ситуации.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Материалы летней школы
Предпринимательство в смутные времена
Поддержка МСП в условиях кризиса - федеральная программа Правительства РФ и ход ее реализации
Статистические методы в изучении предпринимательства
Акционерная собственность и корпоративное управление: возможности эмпирического анализа
The use of GEM data for analyzing the relationship between entrepreneurship and economic growth
Российские газели (что с ними произошло в условиях кризиса и годятся ли они в герои модернизации)
Алимова Татьяна Александровна
Молчанов Дмитрий Игоревич
Образцова Ольга Исааковна
Вам также может быть интересно:
В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям
1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.
«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»
С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.
Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников
Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).
Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике
Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.
Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели
До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.
Лето с пользой: как ученикам 8–11-х классов стать участниками летних школ Вышки
В этом году в рамках проекта «Расти с Вышкой» НИУ ВШЭ проведет пять летних школ и выступит в качестве партнера еще одной. Все эти школы очные, рассчитаны на выпускников 8–10-х, а в ряде случаев также 11-х классов, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью, нацеленных на обучение в университете. Участие в них платное, есть возможность получить скидку, но в любом случае необходимо пройти конкурсный отбор.
Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера
Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».
«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»
В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.
Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат
Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.
В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”
В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.