• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В IT-бизнесе выживает не сильный, а приспособленный

22 декабря в Высшей школе бизнес-информатики ГУ-ВШЭ прошла открытая лекция генерального директора компании «1С-Битрикс» Сергея Рыжикова.

Компания «Битрикс», созданная Сергеем Рыжиковым, в 1998 году за десять с небольшим лет прошла путь от веб-студии на аутсорсинге до известного российского разработчика программного обеспечения по управлению веб-контентом. Тому, как создаются современные программные продукты, как войти на рынок информационных технологий и закрепиться на нем, в каком направлении рынок IT развивается, и была посвящена лекция.

Главное, что необходимо учитывать начинающим IT-бизнесменам, — это скорости, на которых на рынке могут происходить изменения. Важно понимать, что от поражения не застрахованы даже безусловные лидеры, позиции которых, казалось бы, непоколебимы. Самый яркий пример тому — падение компании Novell, которая в свое время практически полностью контролировала рынок сетевых операционных систем, но начисто проиграла Microsoft борьбу за разработчиков приложений, а затем естественным образом лишилась преимущества на основном поле деятельности. Microsoft, который поначалу никто не рассматривал как поставщика программного обеспечения для бизнеса, не стал идти в лобовую атаку на Novell, а позиционировал себя в качестве удобного сервера приложений и постепенно переманил к себе почти всех разработчиков software. Известный принцип «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» на рынке информационных технологий оказывается чрезвычайно эффективным.

Но, пока «слоны» бились за корпоративный сегмент рынка (его привлекательность объясняется тем, что на нем «вращается» почти 90 процентов всех денег IT-индустрии), по соседству развивался Open Source, который «становится заметной силой, отдельным игроком, который склонны поддерживать все, кто не состоит в лагере Windows».

В целом, с середины 1990-х до 2003 года рынок стабилизировался, в этот период на нем формируются основные сегменты программных продуктов. Происходит глобализация, причем такого масштаба, который непредставим в других сферах бизнеса. Стали формироваться патенты и закрытые стандарты, что вылилось в  очень низкий уровень технологического взаимодействия между продуктами разных компаний. Компании стремятся создать набор продуктов, который может закрыть сразу весь сегмент, и клиенты в своем выборе также вынуждены ориентироваться не на отдельные продукты, а на их принадлежность к определенной «фамилии». Все это приводит к тому, что лидеры рынка по своим оборотам в сотни, если не в тысячи раз превосходят следующую за ними группу конкурентов. Возникает вполне естественный вопрос: почему этой ситуации попустительствуют антимонопольные службы? Однозначный ответ Сергей Рыжиков дать затруднился.

Принципиальным для развития рынка IT стал стремительный рост Интернета. «Первый» интернет выполнял сугубо транспортную функцию, HTML стал основным «инструментом разметки», сформировалась электронная почта. А вот после 2003 началось развитие нового сегмента: стратегическим ресурсом становится поиск, происходит централизация сервисов поиска и обработки данных, Google становится носителем и символом новой идеологии программного обеспечения. «Поиск — это программное обеспечение, хоть мы его иногда и воспринимаем по-другому, — настаивает Сергей Рыжиков. — Если вас нет в результатах поисковой системы, значит, вас вообще нет».

Но и Google оказался не всевидящим и «проспал» появление социальных сетей. «Google сейчас идет от "частников" к корпоративным клиентам, но планирует ли он стать крупнейшей медиакомпанией или это просто новая модель монетизации программного обеспечения? — задался вопросом глава "1С-Битрикс". — Я считаю, что Google все-таки медийная компания». Одновременно с этим резко обостряется конкуренция в сегменте «софта» для мобильных устройств. В будущем, уверен Сергей Рыжиков, продавать будут не просто компьютер — продавать будут «мобильные устройства, кусок «облака» и сервисы от единого поставщика».

Современному потребителю нужны не устройства, а сервисы. О том, насколько стремительно меняется структура рынка IT можно судить по такому факту: компания Apple более 60 процентов доходов сейчас получает на продуктах, которых не существовало еще три года назад. Под влиянием мобильных технологий изменится и наше представление о телевидении. Компьютер плюс операционная система плюс толстый кабель вместо антенны — таким будет телевидение ближайшего будущего, в котором зритель сам станет программировать нужную ему сетку вещания. Однако всеобщая «мобилизация» приведет к тому, что поставщики мобильных услуг будут знать все о вкусах, предпочтениях и возможностях своих клиентов. Соответственно, и возможности рекламного таргетинга существенно расширятся, и рядовые потребители могут пасть жертвами навязанной им моды. «Вероятно, будет происходить нерациональный, психологический отказ от более функциональных приложений в пользу более новых приложений», — предупреждает Сергей Рыжиков. Сделал он и другой, профессиональный, прогноз: HTML5 станет заменой Flash в качестве инструмента интерактивных разработок и доставки медиаконтента.

Тем же, кто собирается работать в IT-сегменте, бизнесмен посоветовал для начала найти ответы на следующие вопросы. Что за продукт или сервис вы создаете? Это не может быть просто веб-сайт, необходимо создать ясную, понятную бизнес-модель. Кто ваши клиенты? Вы должны знать их, в прямом смысле слова, в лицо. Как вы будете монетизировать свой проект? Инвесторы не хотят быть просто кошельком для стартапов. Сегодня не очень перспективно «писать» просто «софт», если делаете это — пишите его как приложение, доступное в браузере. Важно также не ошибиться с выбором платформы и не растягивать производственный цикл.

«Выживает не самый сильный, а самый приспособленный к среде, которая постоянно меняется», — резюмировал Сергей Рыжиков.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. 

Контрольные паблики

Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.

Ой, всё: в свет вышел «Словарь языка интернета.ru»

Авторский коллектив лингвистов и культурологов под руководством профессора Школы филологии НИУ ВШЭ Максима Кронгауза выпустил «Словарь языка интернета.ru». В него вошли слова и выражения, которые отражают этапы развития русского языка в онлайн-пространстве примерно за десять лет. Авторы уверены, что словарь пригодится даже тем, кто далек от интернет-среды, но кому важно, как меняется современный русский язык.

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Будущее сложных технических систем за «роевым интеллектом»

С ростом сложности технических систем усложняются и модели управления ими. Традиционные модели — через единый центр — начинают уступать информационным системам, разработанным на основе принципа «роевого интеллекта». Это позволяет минимизировать ущерб от ошибок управления. В очередном выпуске трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ демонстрируют перспективность применения «роевого интеллекта» на примерах приложений для самоорганизации объектов в сферах транспорта, энергетики и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

«За время учебы я завершила более десятка интернет-проектов»

Идет прием на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Выпускница программы Ирина Поддубная рассказывает о своей учебе на программе, карьере и специфике интернет-маркетинга в Сибири.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

Студенты программы «Управление информационной безопасностью» прошли обучение в компании Huawei в Китае

Студенты магистерской программы «Управление информационной безопасностью» Катерина Аринаркина, Эльдар Бейбутов, Евгений Гусев, Нина Осенмук и Аминат Тарчокова прошли обучение в компании Huawei в рамках глобальной программы «Seeds for the Future». Двухнедельный курс был посвящен изучению современных информационно-коммуникационных технологий, принципов защиты информации в ходе работы с ними, опыта обеспечения информационной безопасности в корпорации, имеющей обширную филиальную сеть по всему миру.

87%

вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.

20%

компаний в мире уже в ближайшие три года будут использовать в качестве главного инструмента коммуникаций корпоративные социальные сети вместо электронной почты.