Telegram-бот, который помогает бездомным: проект первокурсников Вышки
В Москве прошла Летняя школа «Цифровая трансформация благотворительного сектора». Студенты ВШЭ и других вузов представили на ней цифровые решения, которые повысят эффективность работы некоммерческих организаций и даже помогут спасать жизни.
Всероссийская Летняя школа «Цифровая трансформация благотворительного сектора» — это совместная инициатива департамента программной инженерии факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, компании IBM Россия/СНГ и «Форума Доноров». Она задумана как образовательный и практико-ориентированный интенсив по изучению и внедрению цифровых технологий в деятельность некоммерческих организаций и социальных учреждений.
Зачем НКО нужны цифровые технологии
Некоммерческие организации знают и решают проблемы конкретных людей. Но за этой миссией почти всегда стоит трудоемкая работа по сбору и хранению данных в ручном режиме, не говоря уже об обмене информацией между разными ведомствами и стейкхолдерами. Замещая один из этапов работы НКО цифровым решением (веб-сервисом, приложением, чат-ботом), можно повысить эффективность организации, существенно увеличить скорость принятия решений и показать потенциал для масштабирования успешных практик. А поскольку речь часто идет о жизни и здоровье самых незащищенных групп населения, понятия «эффективность» и «масштаб» приобретают особую значимость.
Лучшие НКО уже начинают применять нестандартные подходы и новые решения, но возникает другая проблема. «Мы понимаем, что расслоение некоммерческих организаций по уровню владения цифровыми технологиями в ближайшие годы будет лишь усиливаться, — говорит исполнительный директор «Форума Доноров» Александра Болдырева. — И эта Летняя школа — важнейшее для нас партнерство с крупнейшей IT-компанией и ведущим вузом — стала нашей попыткой вооружить НКО конкретными ресурсами, digital-разработками, которые они смогут встроить в свою повседневную работу и увидеть, какие преимущества дает организации владение новыми технологиями».
Как организована Летняя школа
На школе, проходившей с 1 по 12 июля, собрались 10 некоммерческих организаций из Москвы, Череповца, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону, отобранных на конкурсе проектных идей. Они представили свои проблемы (задания) 30 студентам ведущих российских вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Уфы. В конце первого дня школы студенты разделились на команды, выслушали презентации представителей НКО, выбрали проекты и начали над ними работать.
Школа включала воркшопы для погружения в предметную область и дизайн-мышление — так заказчики и исполнители могли найти общий язык. Но большая часть школы отводилась на практику работы с платформами распределенного реестра, машинного обучения, искусственного интеллекта и чат-ботами и на разработку непосредственно цифрового решения.
руководитель школы и департамента программной
инженерии ВШЭ Сергей Авдошин
— Для нас как университета основная идея этой школы состоит в формировании студенческих команд, способных к совместной работе над технологическим проектом, быстро обучающихся и доводящих дело до результата. Создавая стартапы для третьего сектора, ребята выигрывают вдвойне — помогают в решении социальных проблем и при этом зарабатывают.
10 проектов, разработанных на школе
Технологии чудес — автоматизация акции «Благотворительная елка»
«Чувство локтя» — агрегатор событий с сайтов НКО для Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Веб-трекинг для фонда «Нужна помощь»
Информационная система «SamuSocialdeMoskva» для социально исключенных людей (бездомных)
Сервис, который может предсказывать социальный эффект по описанию проекта на основе анализа результатов уже готовых проектов для НКО «Evolution And Philanthropy»
AppealBot — чат-бот, помогающий людям с первичным иммунодефицитом или другими орфанными заболеваниями для НКО «Подсолнух»
Автоматизированное составление рейтинга открытости НКО для «Форума Доноров»
Family_Ledger — блокчейн-платформа для решения проблем социального сиротства для «Дороги к дому»
Предсказательная модель «Поиск слепоглухих при помощи машинного обучения» для фонда «Со-единение»
Веб-портал для зоозащитников «Мы и город»
Как выбирались лучшие проекты
Тройку призеров определяло экспертное жюри. В его состав входили, в частности, заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова, руководитель управления КСО и брендом ПАО «Северсталь» Наталья Поппель, event-менеджер «Теплицы социальных технологий» Влад Лавриченко, советник Фонда президентских грантов Игорь Соболев, директор государственных программ IBM Олег Бяхов, руководитель КСО в IBM Ирина Ефремова-Гарт.
Они оценивали проекты по таким критериям, как глубина проработки идеи, понимание перспектив внедрения технологии, организационный потенциал команды, наличие MVP (то есть жизнеспособность готового решения).
В итоге жюри присудило третье место проекту для НКО «Подсолнух», подготовленному студентами ВШЭ Николаем Жамгаряном (бакалавриат «Программная инженерия») и Романом Пискуновым (пермский кампус ВШЭ) и абитуриентом Вышки Артемом Евсиковым. Они предложили чат-бот для автоматизированного сбора контактной информации и данных о заболевании пациентов, обращающихся за жизненно необходимыми лекарствами. (Сотрудники НКО тратили 25 часов в неделю на обработку таких заявлений.)
На втором месте — проект Дмитрия Гордейчука и Александра Митропольского («Программная инженерия»), которые создали веб-портал, через который любой человек может составить и подать юридически грамотное заявление в нужный государственный орган о случаях жестокого обращения с животными и сообщить зоозащитникам о происшествии.
О лучшем проекте
Победителем школы стала команда в составе студентов бакалавриата «Программная инженерия» ВШЭ Дмитрия Кары и Никиты Смирнова, студента Финансового университета Батыя Мангыра и выпускника школы №179 Арсения Чеканова. Они работали с благотворительным фондом «SamuSocialdeMoskva», который занимается помощью социально исключенным людям.
В организации функционируют выездные бригады, которые ищут бездомных по всей Москве и оказывают им медицинскую и психологическую помощь. Однако сейчас их учет крайне неудобен для сотрудников НКО: всю информацию они фиксируют на бумажных носителях, которые затем нужно перенести в базу. Студенты предложили цифровое решение этой проблемы.
«Мы очень рады, ведь теперь у нас появится возможность усовершенствовать базу данных наших благополучателей, собирать больше полезной информации и развивать наши сервисы и программы», — отметили по итогам Летней школы представители «SamuSocialdeMoskva».
Подробнее о проекте рассказывает Дмитрий Кара, студент первого курса бакалаврской программы «Программная инженерия»:
— Это не первый мой опыт сотрудничества с некоммерческими организациями. До этого я уже участвовал в хакатоне по похожей тематике, а сейчас нам предложили участие в Летней школе как один из вариантов прохождения практики. Над каким именно проектом мы будем работать на школе, определяла жеребьевка, и нашей команде выпал именно тот проект, который нас больше всего привлекал — по мониторингу бездомных.
В начале школы мы провели несколько очных встреч с представителями «SamuSocialdeMoskva» и в дальнейшем находились с ними в постоянном контакте удаленно. Нам очень повезло с заказчиками, они четко понимали, что они хотят. Мы практически сразу выявили все требования и необходимые условия для реализации проекта — как все это будет работать и выглядеть.
Мы создали сервис, который облегчает работу сотрудников НКО. Это Telegram-бот, с помощью которого можно находить бездомных, уже занесенных в базу данных организации, и добавлять новых — через заполнение анкеты. Сотрудникам доступна информация о последних выездах, о диагнозах. Это важно, поскольку в составе выездных бригад есть врач, и, заранее зная о проблемах со здоровьем у конкретного бездомного, он сможет эффективнее помочь ему на месте. Кстати, такие персональные данные (мы хотим добавить к ним и выписываемые рецепты) вносятся в систему блокчейн, что обеспечивает их сохранность и прозрачность.
Наше решение протестировано и полностью готово к использованию. Разработанная нами система также помогает администраторам НКО — они могут проанализировать информацию за определенный период, выявить некоторые тенденции и лучше организовать работу бригад.
Иконки: flaticon.com/ Cole Bemis
Фото: Форум Доноров, ВШЭ, American Center Moscow
Авдошин Сергей Михайлович
руководитель департамента программной инженерии ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Полученный материал позволит эффективнее строить работу с учениками»: завершилась летняя школа ВШЭ для учителей из регионов
Почти весь июнь длилась летняя школа Центра взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ. Эти курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа Вышка организует каждый год. Школа проходила дистанционно, что позволило участвовать в ней слушателям из самых разных регионов России, от Чечни и Дагестана до Ненецкого автономного округа, Коми и Тывы.
«Я — профессионал»: в летней экономической школе Сбера и Вышки приняли участие студенты 40 вузов
Участники школы в течение трех дней посещали карьерные тренинги, деловые игры, лекции и мастер-классы экспертов ВШЭ, Сбера, Минэкономразвития России и других организаций. Занятия в школе были максимально практико-ориентированными, студенты освоили актуальные профессиональные навыки. Летняя школа прошла в рамках Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал».
На факультете компьютерных наук прошла первая летняя школа по финтеху
Применение машинного обучения к задачам финансовой сферы, задачи биометрии и проверки устойчивости моделей, виртуальные ассистенты и задачи синтеза речи, алгоритмическая торговля и модели временных рядов, а также рекомендательные системы на основе транзакций клиентов — по таким ключевым направлениям работала летняя школа по финтеху ФКН. О том, как она проходила, рассказывают ее организаторы и участники.
«Я — профессионал»: ВШЭ и ВТБ провели летнюю школу по бизнес-информатике
В этом году участниками школы, которая ежегодно проводится для участников олимпиады «Я — профессионал», стали 100 студентов из 22 регионов и 40 вузов. Олимпиада входит в число флагманских проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Школа была посвящена традиционной теме «Финтех. Взгляд в будущее». Так, о том, заменят ли машины людей, слушателям летней школы рассказал профессор Вышки Михаил Комаров.
Акселерацию в летней школе Конкурса инноваций в образовании прошли 24 проекта
Всего на Конкурс инноваций в образовании (КИвО),организованный Институтом образования ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив, в 2021 году поступило 518 заявок. 16 июля состоялся demo-day для выпускников летней школы-акселератора в рамках конкурса. Финалисты КИвО будут объявлены в сентябре, мероприятия финала состоятся офлайн в октябре в Москве. Главный приз — образовательный грант.
Управление общего образования ВШЭ подвело итоги Летней школы для учителей-2020
11 направлений подготовки, 450 слушателей, 68 преподавателей НИУ ВШЭ, 48 регионов РФ и 5 стран ближнего зарубежья – результаты Летней школы демонстрируют стремление школьных педагогов даже в условиях пандемии повышать уровень профессионального мастерства. И в этом преподаватели НИУ ВШЭ готовы оказать коллегам любую поддержку.
Акселерацию в летней школе Конкурса инноваций в образовании прошли 30 проектов
10 июля завершилась летняя школа Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2020), организованного Институтом образования ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив. 30 команд из 21 города поучаствовали в программе акселерации, которая в этом году впервые прошла онлайн и продолжалась три недели вместо одной.
Летние школы Вышки для учеников 6-11 классов меняют формат
Затянувшаяся эпидемия не станет помехой для большинства традиционных летних школ, которые ВШЭ проводит для одаренных детей. В этом году они пройдут онлайн, причем число их участников возрастет. Подать заявку можно уже сейчас.
«Зеленая экономика», инвестиции Китая и изоляционизм: завершилась российско-китайская Летняя школа
С 4 по 11 июля на факультете мировой экономики и мировой политики проходила девятая российско-китайская Летняя школа по международным отношениям. На ней собрались студенты и исследователи из Вышки и Восточно-китайского педагогического университета.
«Благодаря Летней школе наука заинтересовала меня еще больше»
В учебном центре ВШЭ «Вороново» прошла Летняя многопрофильная школа для учеников 8-10 классов. Впервые ее провели по трем естественнонаучным профилям – физике, химии и биологии.