Новые практики высшей школы
С 10 по 24 июля в Москве проходила Летняя школа «Менеджмент в высшем образовании», организованная Институтом развития образования (ИРО) ВШЭ и Университетом прикладного менеджмента (UAM) из немецкого Эрдинга при поддержке Германской службы академических обменов и Министерства образования Германии. О школе рассказывают ее соруководители — президент UAM Кристиан Вернер и заместитель директора ИРО Кирилл Зиньковский.
— Обратимся теперь к завершившейся в Москве летней школе. Как возникла идея ее проведения, и почему она стала именно российско-немецкой?
Кристиан Вернер: Это была наша инициатива, так как Университет прикладного менеджмента заинтересован в поиске высококлассных международных партнеров, к числу которых относится Высшая школа экономики. Мы уже организуем летние школы в Азии, например, в Пекине, совместно с Пекинским педагогическим университетом — одним из ведущих китайских вузов, который, кстати, является партнером ВШЭ. Мы также предлагаем образовательные программы, связанные с Россией, а поэтому хотели бы устанавливать контакты с российскими коллегами, и Высшая школа экономики была в этом плане первым и очевидным выбором.
Кирилл Зиньковский: Мы, в свою очередь, с готовностью приняли это предложение, оно нам показалось очень интересным, тем более что нашим партнером становился университет нового для Германии типа. UAM — это частный университет и, к тому же, практически «ровесник» Вышки. А «специализация» летней школы вообще как нельзя лучше подходила нам, поскольку ИРО в этом году запускает новую магистерскую программу «Управление в высшем образовании». Можно сказать, все звезды сошлись, чтобы проведение этой летней школы стало не просто возможным, но и необходимым.
— Профессор Вернер, вы являетесь не просто президентом, но и владельцем Университета прикладного менеджмента. Прежде чем продолжить разговор о летней школе, расскажите, пожалуйста, немного о своем университете. Может ли, например, российский студент поступить в него?
Кристиан Вернер: Программы нашего университета открыты для российских студентов, но абитуриенты должны понимать, что мы предлагаем не совсем обычные форматы обучения — «полувирутальные». Студенты не должны посещать лекции и семинары каждую неделю, значительную часть подготовки занимает самостоятельное обучение. Это настоящая современная концепция blended learning — «смешанного» обучения. А тем, кто хочет оставаться на протяжении всей программы в Германии, мы предоставляем возможность расположиться в одном из наших кампусов и работать с нашими специалистами либо над исследовательскими, либо над практическими проектами. Так студенты могут получить в UAM не только качественное образование, но и уникальный набор компетенций.
— Какие темы на школе стали главными? Какого рода занятия были на ней организованы?
Кристиан Вернер: Одна из причин, по которой мы начали сотрудничество, заключается в том, что у ВШЭ есть серьезные наработки в сфере управления высшим образованием. Это также одна из наших специализаций. В фокусе нашего внимания на летней школе оказались институты, оказывающие влияние на развитие высшего образования. Мы рассматривали целый ряд тем, начиная с таких базовых вещей, как глобализации образования, Болонский процесс, то есть тех трендов, которые важны как для участников школы, так и для нас, партнеров-организаторов. Все лекции были достаточно интерактивными, мы провели даже ряд «полевых» занятий, посетив два академических института и встретившись с руководителями ВШЭ и Российской экономической школы. Вдобавок к этому мы предложили участникам серию межкультурных мероприятий, в ходе которых студенты получили возможность поближе познакомиться с Германией и немецкой культурой. Такие события социального характера позволяют лучше узнать друг друга, что, безусловно, является важным шагом на пути установления долгосрочного партнерства.
— Можете ли вы «обрисовать» типичный рабочий день на летней школе? С чего он начинался?
Кристиан Вернер: Обычно день состоял из двух рабочих сессий: утренней, с девяти утра до часа дня, и дневной, с двух часов дня до шести вечера. Эти занятия составляли ядро программы, но, помимо них, мы организовывали для студентов серию культурных событий. Например, они посетили представительство Института Гете, побывали на вечере баварской культуры, совершили экскурсию по улицам Москвы, застроенным немецкими архитекторами. Мы предложили им также ряд дополнительных занятий, в частности открытых семинаров, в которых принимали участие и другие эксперты из Высшей школы экономики. Они продолжались до семи, иногда до восьми часов вечера — настолько интересными были дискуссии. Наконец, мы организовали панельную дискуссию, посвященную будущим проблемам управления высшим образованием. Как видите, программа в течение этих двух недель была очень насыщенной, и думаю, что студенты уедут со школы уставшими, но довольными.
— Сколько студентов приняло участие в летней школе? Каковы были критерии отбора их заявок?
Кирилл Зиньковский: На школу приехало около тридцати участников, в основном студентов старших курсов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Только треть из них представляет Вышку и ее филиалы, остальные — из других вузов Москвы, Саратова, Новгорода, Якутии, других российских регионов. Что касается критериев отбора, то среди них были такие базовые, как уровень владения английским языком — английский был «рабочим» языком на школе. Но самым важным критерием была мотивация: все студенты были заинтересованы в изучении современного менеджмента в высшем образовании, многие из них вообще продолжат карьеру в этой сфере.
— Как вы можете оценить общий уровень участников школы? Насколько однородной была ваша аудитория?
Кристиан Вернер: Думаю, мы вполне можем быть горды нашими студентами, они продемонстрировали хороший уровень подготовки. Они представляли разные дисциплины, но их заинтересованность в изучении университетского менеджмента создала ту платформу, на которой стала возможной общая работа. С ними было легко взаимодействовать.
Кирилл Зиньковский: Нам удалось собрать вместе очень умных, образованных людей. Это общее мнение всех преподавателей, работавших на школе. Директор программы развития ВШЭ Ирина Карелина, например, прямо сказала, что такие студенты составляют целевую аудиторию наших магистерских программ в сфере управления высшим образованием.
— А по каким критериям формировался преподавательский состав летней школы?
Кирилл Зиньковский: Мы исходили из того, что школа может предоставить возможность обмена идеями с немецкими коллегами, увидеть другие контексты и подходы к изучению проблемы менеджмента в образовании. И сейчас я могу с уверенностью сказать, что нам это удалось. К преподаванию на школе с российской стороны мы привлекли таких экспертов, как Сергей Филонович, Исак Фрумин, Татьяна Абанкина, Ирина Абанкина, Мария Юдкевич, Анатолий Каспржак, Анна Вавилова.
— Но немецкую сторону на школе представляли не только профессора Университета прикладного менеджмента…
Кристиан Вернер: Дело в том, что школа финансируется не только нами, но и поддерживается Германской службой академических обменов (DAAD). Согласно ее правилам, значительную часть преподавателей должны составлять немецкие профессора. UAM представляли профессора Джоэл Шмидт и Инга Перссон, но мы пригласили на школу и коллег из других ведущих немецких университетов, в том числе Ганса Воссенштайна из Университета Оснабрюка, Бернхарда Шмидта-Герта из Мюнхенского университета и Райнера Хаарбуша из берлинского Института здоровья и спорта. Таким образом, преподаватели школы представляли очень ценную «смесь» различных компетенций и культурного бэкграунда. Некоторые занятия специально были организованы в формате соруководства: лекции совместно вели профессора из ВШЭ и Германии. Возможность такого обмена идеями для них самих была привлекательной.
— Насколько в ходе этого обмена идеями ощущалась разница в подходах к университетскому менеджменту между коллегами из UAM и ВШЭ? Ведь UAM— частный вуз, а ВШЭ финансируется государством.
Кристиан Вернер: Если вы ориентированы на достижение успеха, эти подходы не могут так уж сильно различаться. Меня не удивило, что UAM и ВШЭ имеют много общего: оба наших университета молодые, динамичные и инновационные. Это проявляется в использовании новых технологий и методов обучения и педагогических концепций, а не только в подходах к управлению университетом. Нам еще есть чему научиться друг у друга.
Кирилл Зиньковский: Имеющиеся между нами различия носят объективный характер и связаны с разным масштабом образовательных программ и разным количеством обучаемых студентов. Но эти различия мы можем обратить в наши преимущества при реализации совместных проектов. К приверу, важной частью школы было знакомство с инновационным опытом наших коллег в части технологий «смешанного» обучения и управления инфраструктурой университета. Профессора Вышки, в свою очередь, могут многое рассказать о междисциплинарном подходе к обучению и формированию магистерских программ.
— То есть прошедшая школа не останется единичным примером взаимодействия Вышки и Университета прикладного менеджмента?
Кирилл Зиньковский: Мы провели короткое, но обстоятельное обсуждение перспектив нашего будущего сотрудничества, и я думаю, что у нас есть поле для дальнейшего взаимодействия. Нас, например, очень интересует спортивный менеджмент, а UAM является одним из лидирующих университетов Германии в этой сфере.
Кристиан Вернер: Кроме этого, мы обсудили возможность проведения нескольких совместных исследовательских проектов, одной из таких областей может быть бизнес-экология. Мы только в начале пути, но первые контакты и дискуссии были позитивными и многообещающими. Теперь высказанные идеи нужно «довести до ума», в этом отношении, кстати, у UAM и ВШЭ общий подход: мы не ограничиваемся разговорами, а добиваемся результатов. Я вижу взаимную выгоду в объединении наших усилий по достижению лидерства в области образовательного менеджмента, что является общей целью наших университетов. Кстати, ВШЭ в этом году будет хозяйкой международной конференции по управлению образованием, а UAM будет проводить ее в следующем году — это еще одна площадка для обмена идеями, на которую мы можем друг друга пригласить. Это может быть хорошим способом добиться международного признания в области образовательного менеджмента.
Своими впечатлениями от летней школы ВШЭ и UAM поделились также некоторые из ее участников.
Екатерина Студенцова, аспирант кафедры анализа социальных институтов ВШЭ:
— Еще для своей магистерской диссертации, которую я писала в Санкт-Петербургском государственном университете, я проводила исследование, посвященное университетской науке в России и Германии. И я в принципе продолжаю двигаться в том же направлении, хоть и расширила тему, готовя сейчас кандидатскую диссертацию. Таким образом, высшее образование в России и Германии — это проблема, которая меня непосредственно интересует. Меня в летней школе очень привлекло участие экспертов из Германии, это обеспечило и возможность непосредственно общения с ними и получения ответов на интересующие меня вопросы, а кроме того, это был для меня ценный опыт межкультурного общения. Когда я первый раз попала в Германию, у меня случился «культурный шок»: настолько меня поразила открытость немецких профессоров, их ориентированность на студентов, готовность отвечать даже на «глупые» вопросы, а не дистанцироваться от аудитории. Что мне нравится в европейском подходе к образованию и в том подходе, который сейчас отчасти проповедует Вышка, это blended learning, сочетание различных форм обучения. К концу школы мы все подустали, поскольку учились в очень напряженном режиме, но интерес к занятиям не угас. Кажется, что две недели — это очень много, но, с другой стороны, тема школы была настолько обширной, что раскрыть ее полностью даже при таком плотном режиме занятий трудно. Я бы вообще сравнила школу с целым учебным модулем.
Алексей Банников, ассистент кафедры экономической географии Саратовского государственного университета, аспирант (заочно) кафедры социально-экономической географии зарубежных стран Московского государственного университета имени М.В.Ломоносва:
— Так как я сам работаю в системе высшего образования, мне интересны те тренды и тенденции, которые сейчас в мире намечаются, да и реформа высшего образования в России идет полным ходом, и Вышка в этом процессе является одним из «флагманов». Мне показалось, что участие в летней школе будет информативным и я смогу перенять передовой опыт, который затем смогу использовать в своем вузе. Российская система образования, на мой взгляд, семимильными шагами приближается к западной, но в ней остается еще много проблем. Мы, например, сравнивали системы управления высшим образованием, и российская, если и не забюрократизирована, то имеет слишком много звеньев, которые тормозят ее эффективность. Это та «традиция», которую сломать у нас будет тяжело, но пытаться это сделать необходимо.
Что касается программы школы, то мне все-таки ближе педагогические аспекты, поэтому особенно по душе пришлись занятия, посвященные технологиям преподавания, в частности дистанционным. Мы живем в компьютерном мире, и в нем необходимо уметь работать с электронными источниками информации и использовать их в процессе преподавания. Другая проблема — как совмещать e-learning и результативность обучения? Этот вопрос в нашей стране еще не проработан, и нам полезно было бы воспользоваться немецкими методиками в этой области. Нужно признать, что зарубежные коллеги в этом направлении находятся на полшага впереди нас.
Виктория Чернышева, преподаватель кафедры маркетинга и коммерции Московского государственного университета экономики, статистики и информатики:
— Летняя школа непосредственно связана с моей деятельностью, поскольку я преподаю. Меня интересуют новые формы и методики образования и то, как новые тенденции в сфере высшего образования в мире могут повлиять на российский рынок. За этими процессами важно следить, поскольку изменения в структуре университетов отражаются на оперативном управлении, а следовательно, на деятельности всех сотрудников вуза. Кроме того, мне было интересно узнать о возможностях сотрудничества с немецкими коллегами и с коллегами из Высшей школы экономики. Мне стало понятно, как я могу расширить свой педагогический горизонт.
Я хочу особо отметить лекции Татьяны Абанкиной о глобализации образования и Марии Юдкевич о стандартах и государственном регулировании сферы образования. А с профессором Джоэлем Шмидтом мы провели креативную игру, целью которой было изучение новых форм образования и того, как ими можно заинтересовать студентов. Я постараюсь практиковать их в своей деятельности, ведь, если преподаватель умеет заинтересовать аудиторию, значит, и обучение будет результативным. В российском образовании до сих пор сильно влияние традиционной школы, когда преподаватель, прежде всего, является лектором. На Западе преподаватели более открыты к получению «обратной связи», обучение там может быть не просто интересным, но и веселым. У зарубежных коллег короткие курсы, ориентированные на самообучение студентов. Их задача не «разжевывать» материал, а помочь студентам овладеть теми навыками и инструментами, которые позволят им самостоятельно добыть и освоить нужную информацию.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Вавилова Анна Александровна
Юдкевич Мария Марковна
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.