Качество приема в российские вузы в 2021 году: в России выросла доступность высшего образования
Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России представила результаты мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2021 году. Исследование ведется научным руководителем НИУ ВШЭ, руководителем направления Института образования НИУ ВШЭ к.э.н. Ярославом Кузьминовым и главным экспертом Института образования НИУ ВШЭ Марией Добряковой.
В 2021 году можно говорить о закреплении тех изменений в поведении абитуриентов, которые предположительно породил коронавирус, поскольку сейчас это уже второй прием в условиях пандемии. Если летом 2020 года абитуриенты в своей массе еще не успели скорректировать свои предпочтения и свой выбор и исходили из того, что пандемия и связанные с ней угрозы и ограничения ненадолго, то прием 2021 года проходил в условиях, когда новая реальность стала очевидна для всех участников высшего образования. По словам руководителя исследования Ярослава Кузьминова, «ключевые черты этой новой реальности — гибридный характер обучения даже на очных программах, массовое и постоянно расширяющееся использование специально созданных онлайн-курсов, возможность обучения в удаленном формате, стартовавшее в 2021 году предложение на рынке бакалаврских программ полностью в удаленном формате (причем ведущими вузами — ВШЭ, РАНХиГС) — создают две тенденции». «Первая: для абитуриентов снимается барьер между вузами своего города/региона и вузами в других регионах. Поступить в вуз в другом регионе теперь необязательно означает отрыв от семьи, отъезд из родного города. Абитуриент легче принимает решение о вузе в другом регионе. Вторая: сами региональные вузы имеют возможность привлекать в удаленном режиме лучших профессоров из столичных институтов, включать в свои образовательные программы целые модули, обеспеченные другими вузами, организовывать зеркальные лаборатории, формировать научные коллективы из ученых, проживающих в разных городах и разных странах. Это в перспективе повышает конкурентоспособность регионального высшего образования», — отметил Ярослав Кузьминов.
2021-й — первый год, когда остановилась тенденция постоянного роста качества приема. В этом году бюджетный прием в региональных вузах, и из-за этого в целом по России, впервые показал небольшое снижение качества: всего на 0,6 балла по регионам и на 0,5 балла по стране (при этом качество осталось все равно выше уровня 2019 года). Тем не менее по всем остальным группам рост качества продолжился, включая платный прием в региональных вузах. Причина очевидна: государство впервые пошло на значительное увеличение государственного задания, то есть выделило больше бюджетных мест, и в основном региональным вузам. Это показывает, что возросла доступность высшего образования. Так что теперь на бюджетные места сумели поступить и те абитуриенты, которые раньше не проходили по конкурсу баллов.
Распределение дополнительных бюджетных мест было неравномерным. Оно отражало национальные приоритеты (кадровое обеспечение устойчивого развития регионов и отраслей экономики) и перспективные направления (ИТ и медицину), а не следовало текущим предпочтениям абитуриентов и их семей. Оно очень слабо затронуло наиболее популярные столичные вузы, а пришлось в основном на региональные вузы с наиболее высокой репутацией и на приоритетные для экономики направления, такие как информационные технологии и медицина. Например, только за последний год Национальный исследовательский Томский государственный университет увеличил контрольные цифры приема (КЦП) за один год на 63% (за два года, с учетом снижения в 2020-м, на 28%).
«Государство добавило бюджетных мест для того, чтобы повысить доступность образования, именно в регионах и именно на приоритетных направлениях. Мы видим, что образование стало более доступным, и это отражает нормальную ситуацию. Абитуриенты поступили в вузы честно и по конкурсу. Средний балл ЕГЭ немного снизился, и если в прошлом году они бы не поступили, то в этом году у них появилась такая возможность. В целом мы видим, что, несмотря на увеличение числа бюджетных мест, качество приема не упало, мы не зафиксировали ни одного провального результата ни у одного российского вуза», — прокомментировал научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
«Использование онлайн-формата для подачи документов ТГУ внедрил еще в 2014 году, создав на сайте университета личный кабинет абитуриента. Увеличение КЦП только усилило его востребованность. Кроме того, с 2021 года вуз использует суперсервис “Поступление в вуз онлайн”. Для ТГУ как для исследовательского университета очень важно привлекать таланты, поэтому несколько лет назад мы разработали специальную программу, основанную на анализе больших данных: смотрим на конкурсы, олимпиады, портфолио ребят и так далее. Благодаря использованию нового подхода средний балл ЕГЭ поступающих вырос на четыре пункта. Кроме того, количество поступивших из тех, кто подавал заявления, выросло на 34%», — отметил ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
В 2021 году мониторинг охватил 838 вузов, в том числе 404 головных государственных, 345 филиалов и 89 негосударственных вузов. Это практически все участники рынка высшего образования с обучением по очной форме (напомним, без силовых и творческих вузов, в которых уровень ЕГЭ не является ключевым параметром отбора). Обращает на себя внимание тенденция постоянного сокращения негосударственных вузов. Их число сократилось за два года на 13%! Слабость сектора, лишенного государственной поддержки, отчетливо проявилась в пандемию: слабейшие вузы продолжают уходить с рынка.
Всего зачислено в наблюдаемые вузы 526,1 тыс. студентов, что на 28,1 тыс. больше, чем в прошлом году. В том числе на бюджетные места — 346,6 тыс. (плюс 26,7 тыс.), на платные — 179,5 тыс. (плюс 583 человека). Изменения обусловлены увеличением числа бюджетных мест в государственных вузах на 9% по сравнению с 2020 годом, при этом и до этого небольшой набор на бюджет в вузы негосударственные сократился еще на 28% и составил всего 1243 студента. Произошло это за счет таких направлений, как «Юриспруденция», «Экономика», «Сфера обслуживания» и «Менеджмент». Число негосударственных вузов, получивших государственное задание по этим направлениям, сократилось примерно вдвое.
Платный набор остался практически без изменений (+0,3%), что показывает устойчивый спрос на ряд направлений подготовки, который в настоящее время не обеспечен бюджетными местами.
«Продолжился рост доли студентов, зачисленных на первый курс с баллами выше 80. Очень высокие баллы ЕГЭ в 2021 году получили 22,2% зачисленных студентов (в 2020 году — 21,7%, в 2019-м — 18,9%). Мы видим очень позитивную тенденцию: растет количество талантливых ребят, которые успешно оканчивают школу и поступают в университеты. Такое количество баллов свидетельствует о том, что почти четверть новых студентов пришли в вузы не просто с пятеркой, а с очень глубокими, основательными знаниями. Помимо этого, можно сделать вывод о том, что, несмотря на пандемию, уровень школьного образования не снизился, а вырос», — прокомментировал Ярослав Кузьминов.
Среди бюджетников доля высокобалльников еще больше — 27%, и целых 13% — среди зачисленных на платные места: 22 414 человек (рост по сравнению с прошлым годом на 2,5 тыс.). Такое распределение показывает как высокий и растущий спрос способных абитуриентов на полностью платные образовательные программы, объявляемые ведущими вузами (ВШЭ, РАНХиГС и другими), так и сохраняющийся недостаток бюджетных мест на ряде популярных направлений, в первую очередь гуманитарных.
В 2021 году рейтинг топ-25 самых крупных по приему на первый курс вузов России полностью сформирован вузами с приемом более 3 тыс. студентов, в прошлом году таких было всего 18. Все крупнейшие вузы, кроме двух, показали рост приема, а многие — больше 10%. Шесть самых больших вузов с приемом на первый курс больше 5 тыс. человек сохранили отрыв от остальных, но внутри группы показали совершенно разную динамику. Крупнейшим вузом России по новому приему стал Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина (УрФУ), увеличивший и бюджетный, и платный прием (7606 первокурсников, рост на 1689 человек) и оттеснивший на второе место прошлогоднего лидера — Высшую школу экономики. В 2020 году УрФУ был только четвертым. Третье место у РАНХиГС: 6059 новых студентов, рост на 17% (в 2020-м — 6-е место). МИРЭА — Российский технологический университет чуть сократил прием (на 1%) и переместился на 4-е место со 2-го. МГУ — на 5-м месте (прием практически не изменился), Казанский (Приволжский) федеральный университет (сокращение на 6%) — на 6-м (было 3-е).
«Это действительно очень важное для нас достижение, учитывая, что в прошлом году мы занимали только 4-е место, — говорит ректор УрФУ Виктор Кокшаров. — В последние годы мы постоянно увеличивали набор, и особенно ярко это заметно в этом году: по сравнению с 2020 годом к нам в Екатеринбурге поступило на 1689 человек больше на очную форму обучения на бюджет и контракт. Конечно, это налагает на нас и особую ответственность. Мы сделаем все возможное, чтобы поддерживать высокую планку качества образования, для нас это безусловный приоритет».
Крупнейшие российские университеты демонстрируют высокое и очень высокое качество приема. В топ-25 входят ВШЭ, МГУ и СПбГУ с 86–89 баллами (напомним, это включая платных студентов, баллы бюджетного приема еще выше), и в этом году к ним добавилась Бауманка (80,5 балла). Еще 15 университетов имеют баллы 70 и выше, то есть приняли на бюджет и внебюджет больше половины отличников. Четыре вуза находятся буквально на пороге 70 баллов.
В топ-25 качества бюджетного приема изменений ожидаемо меньше. В топ-10 вузов-лидеров по качеству бюджетного приема с баллами выше 90 в 2021 году вошли МФТИ (97,1), МГИМО (96,7), НИУ ВШЭ — Москва (96,3), Университет ИТМО (93,7), НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург (93,7), РАНХиГС (93,6), НИЯУ МИФИ (93,5), СПбГУ (92), Финансовый университет (91,4) и МГУ (90,2). Обращает на себя внимание выдающийся успех РУДН, обеспечивший в 2021 году рост среднего балла бюджетников на 3,5, и это при росте бюджетных мест на 5%! Это переместило вуз с 25-го на 18-е место в группе лидеров. Еще пять университетов, в том числе ВШЭ и РАНХиГС, занимающие 3-е и 6-е места, выросли в качестве более чем на 1 балл. Среди них единственный в группе педагогический вуз — МГПУ и один из пяти технических — РГУ нефти и газа им. Губкина, также он единственный новичок в группе.
«Педагогическое образование стало популярным потому, что практики развития человека стали распространяться за пределы системы образования. Сегодня разные отрасли нуждаются в кадровом обновлении: необходимо наращивать компетенции, работать с воображением, способствовать формированию творческого мышления. Этому можно научиться, и именно это привлекает абитуриентов в нашем городском университете», — прокомментировал ректор МГПУ Игорь Реморенко.
2021 год характеризовался возвратом к свободному ценообразованию на рынке высшего образования (в 2020 году все вузы по просьбе президента заморозили цены, оставив их на уровне 2019 года). Динамика цен в основном находилась внутри корректировки на инфляцию (рост на 4% за два года), отдельные примеры более высокого роста объясняются, как правило, перетоком абитуриентов на более дорогие платные программы и приведением вузами цен в соответствие с увеличившимся финансовым обеспечением соответствующих бюджетных программ. По словам руководителя исследования Ярослава Кузьминова, «осторожное поведение вузов совершенно понятно — семилетний тренд сокращения реальных доходов населения не мог обусловить другие стратегии ценообразования». «При этом “средний чек”, который российские семьи заплатили за первый курс, заметно вырос — на 10% за один год, на 17% — с 2019 года. Это обусловлено переориентацией платежеспособного спроса на вузы и программы более высокого качества (и, соответственно, более дорогие). Потребитель высшего образования с каждым годом готов платить больше за высокое качество образования и высокую репутацию вуза, все реже — экономить на высшем образовании. Недаром в 2021 году в разы выросло число студентов, взявших образовательный кредит Сбера. В секторе топ-25 университетов рост платежеспособного спроса обусловлен также снижением интереса и сокращением возможностей состоятельных россиян отправлять детей для обучения в американские и британские университеты», — добавил научный руководитель НИУ ВШЭ.
Средневзвешенная цена демонстрирует смену стратегий абитуриентов. В 2011–2016 годах средневзвешенная цена платного образования (она учитывает масштабы зачисленных по разным программам с разной стоимостью) в целом по вузам России была ниже средней заявленной цены по всем направлениям. С 2017 года средневзвешенная цена платного образования начинает опережать номинальную среднюю. Это показывает изменение стратегий абитуриентов: если раньше они выбирали самые дешевые программы, то сейчас спрос перемещается на направления с более высоким качеством образования (как они их видят), фактор цены перестает играть определяющую роль. Этот процесс резко усилился в 2020 и 2021 годах. Если в 2019 году средневзвешенная стоимость платного образования превышала номинальную среднюю на 8%, то в 2020 году — на 13%, а в 2021-м — на 21%.
Смена стратегий абитуриентов ведет к смене стратегий вузов, которые начинают в том числе делать ставку на более дорогие, капиталоемкие направления платного образования или на обеспечение более высокого качества (что тоже отражается на стоимости).
Одновременно происходит переток абитуриентов в вузы с более дорогим и более качественным платным образованием. Вузы с низким качеством приема и низкой стоимостью обучения теряют платных студентов, вузы с высоким качеством и высокой ценой — приобретают.
Практически все студенты, поступившие на платное обучение в 2021 году, могли бы при желании поступить на бюджетное место. Число платников с хорошими баллами меньше, чем число бюджетных мест, которые по итогам приема заняли студенты с удовлетворительными баллами (меньше 56).
Лидером роста платного приема выступает РАНХиГС (Москва), увеличившая его за два года на 65% и заместившая Вышку как вуз с самым большим платным приемом (5353 человека). При этом Президентской академии удается удерживать качество платного приема на уровне выше 70 баллов. НИУ ВШЭ — Москва, напротив, сократил платный прием на 14% (4197), обеспечив при этом очень высокий уровень качества с постоянным ростом среднего балла (83,8 — 84,8 — 85,2). МГУ им. М.В. Ломоносова демонстрирует третью стратегию, консервативную: вуз не изменил ни число платных студентов (1954), ни требования к их качеству (около 80 баллов).
Стратегию РАНХиГС повторяют Финансовый университет (рост приема на 43%, сохранение качества на уровне 70 баллов) и Санкт-Петербургский государственный экономический университет (+44%, 68 баллов). К этой же группе можно отнести СПбГУ: рост на 53%, качество около 80 баллов. Стратегию Вышки воспроизводят амбициозные технические университеты — МИРЭА, работающий в совершенно другой нише (-14%, рост среднего балла с 59 до 64), и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (-8%, последовательный рост качества приема с 72 до 74 баллов).
Впервые в мониторинге появился новый ключевой показатель: качество суммарного приема (бюджет + платное обучение). Оценка контингента в сумме дает совершенно другую, чем по бюджетному приему, характеристику положения дел в кадровом обеспечении предметных областей экономики и науки. Ведь диплом одинаковый: на рынок труда выходят и те, кто обучался за счет бюджета, и те, кто поступил по контракту.
В топ-10 вузов-лидеров по совокупному приему вошли МФТИ (95,3), МГИМО (90), НИЯУ МИФИ (89,8), НИУ ВШЭ — Москва (89,1), Университет ИТМО (87,9), НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург (87,8), МГУ (86,1), СПбГУ (85,8), НИУ ВШЭ — Нижний Новгород (84,7), МГЛУ (84,2).
Положение ряда лидеров в разных рейтингах практически не меняется в зависимости от самого рейтинга. Это относится к большинству вузов топ-15, за исключением РАНХиГС, Финансового университета и Плехановки, которые реализуют стратегию максимального расширения платного приема (тем не менее не позволяя ему опускать качество ниже порога формальной пятерки). Похожей стратегии придерживаются РУДН, РГГУ и Санкт-Петербургский государственный экономический университет в своей нише качества (платный прием — 65+). Наоборот, жесткие требования к качеству платных студентов, несмотря на ограниченность их числа, позволяют МГУ, МИФИ, Новосибирскому университету, Бауманке, Сеченовке, Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого, ВШЭ — Нижний Новгород не только занимать в рейтинге совокупного приема значительно более высокие места, но и обеспечивать однородность качества студенческой аудитории. Это, в свою очередь, важный фактор качества образования.
О мониторинге качества приема
Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России ежегодно проводит исследование итогов летней приемной кампании в российские вузы.
Мониторинг проводится с 2010 года и служит важным показателем не только качества знаний зачисленных на первый курс абитуриентов, но и репутации самих университетов. Мониторинг традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы.
Качество приема оценивается по среднему баллу абитуриентов, зачисленных на первый курс по итогам ЕГЭ. Результаты победителей и призеров олимпиад школьников, которых вузы зачислили без вступительных испытаний, засчитываются как 100 баллов (по аналогии с мониторингом эффективности вузов Минобрнауки РФ).