Нижегородская Вышка запускает программу ДПО в сфере интеллектуальной собственности и ИИ
Сегодня тема искусственного интеллекта выходит за пределы IT. Нейросети развиваются с огромной скоростью, и это порождает целый ряд правовых споров. Юристам необходимо обладать достаточной компетентностью в этой области. НИУ ВШЭ реагирует на запрос современности и запускает новую актуальную программу профессиональной переподготовки.
Программа «Интеллектуальная собственность и искусственный интеллект: от теории к практике» открывается на факультете права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. Этот онлайн-курс направлен на предоставление фундаментальных знаний и навыков в области правового регулирования сферы ИИ, которая пока остается для многих незнакомой. Благодаря взрывному развитию нейросетей связанные с ними правовые вопросы возникают все чаще, но многие юристы оказываются к ним не готовы.
Программа нижегородской Вышки будет полезна не только юристам и экспертам по интеллектуальной собственности, но и экономистам, менеджерам, маркетологам, IT-специалистам. Слушатели получат новую квалификацию для расширения своих компетенций и возможностей на рынке труда.
Обучение продолжительностью 510 часов (порядка пяти месяцев) будет проводиться полностью в онлайн-формате. Программа состоит не только из лекций, она также включает разбор ситуационных кейсов и судебной практики и практикум по составлению документов.
Суть программы заключается в анализе и практике применения законодательства. Основное внимание будет уделяться распоряжению правами в сфере интеллектуальной собственности и их защите, а также запретам, ограничениям и ответственности за нарушения. В учебном плане содержатся такие темы, как соавторство, товарный знак, патентное право, интеллектуальная собственность в маркетинге и рекламе, элементы ИИ в юридическом бизнесе, нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.
По окончании обучения слушатели получат диплом о профессиональной переподготовке от НИУ ВШЭ — Москва, подтверждающий получение дополнительной квалификации «Эксперт в области интеллектуальной собственности и средств оценки и защиты».
В качестве бонуса предоставляется право бесплатного участия в семинарах, вебинарах и открытых дискуссиях факультета права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, а также курс повышения квалификации на выбор.
Анастасия Логинова
Интеллектуальная собственность в настоящее время вызывает повышенный интерес, говорит заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Анастасия Логинова.
«Применение искусственного интеллекта во многих сферах жизни общества породило ряд дискуссионных правовых вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью: нужно ли менять прежнюю систему защиты интеллектуальной собственности для обеспечения полноценной охраны произведений и изобретений, создаваемых машиной; какие могут быть юридические последствия создания объектов интеллектуальной собственности искусственным интеллектом, должно ли законодательство предусматривать разницу между объектами, созданными ИИ, и объектами, созданными при помощи ИИ. Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете из курса», — рассказала она.
Наталья Удалова
Интеллектуальная собственность — это особый ресурс, значение которого сложно переоценить, подчеркивает преподаватель курса Наталья Удалова.
«Мы ежедневно соприкасаемся с самыми разными объектами интеллектуальной собственности: смотрим фильмы, слушаем музыку, читаем книги, работаем на компьютере и т.п. Но, как правило, воспринимаем их как обыденные явления. Вопросы, связанные со спецификой интеллектуальной собственности, особенностями ее правового регулирования, вызывают интерес, когда мы сами начинаем заниматься творческим трудом и становимся авторами, хотим реализовать проект, в рамках которого будут созданы объекты интеллектуальной собственности, планируем использовать интеллектуальную собственность в личных или коммерческих целях», — поясняет она.
При этом успех всех начинаний во многом предопределяется наличием знаний о том, что такое интеллектуальная собственность, какие права на нее возникают, как они могут быть реализованы и др.
Евгений Мамай
Актуальность программы «Интеллектуальная собственность и искусственный интеллект: от теории к практике» определена тем, что современный мир пронизан цифровыми технологиями, многие из которых с каждым днем становятся все более совершенными и проникают во все новые сферы, говорит преподаватель курса Евгений Мамай. К числу современных сквозных цифровых технологий относятся искусственный интеллект (ИИ), системы распределенного реестра, большие данные (Big Data), технологии беспроводной связи, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности, технологии управления свойствами биологических объектов и другие.
«Уже сейчас в сферу интеллектуальной собственности активно проникают сквозные цифровые технологии. Так, ИИ и нейросети создают аудио- и визуальные произведения, которые становятся предметом судебных споров. Технологии распределенного реестра открывают новые возможности для защиты интеллектуальных прав и доказывания авторства произведения. Технологии виртуальной и дополненной реальности используются в создании множества аудиовизуальных произведений», — отмечает Евгений Мамай.
Программа «Интеллектуальная собственность и искусственный интеллект: от теории к практике» стартует в сентябре 2024 года.
Вам также может быть интересно:
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»
С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.
Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине
Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.
Ученые Вышки представили проекты по этической экспертизе в сфере ИИ
Технологии искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни и активно применяются в различных отраслях экономики. Однако этические вопросы использования ИИ все еще требуют обсуждения и осмысления. Сегодня в России с участием ученых НИУ ВШЭ ведется работа над несколькими отраслевыми приложениями к национальному Кодексу этики в сфере ИИ, в которых будут конкретные рекомендации в помощь каждому, кто нуждается в понимании и анализе рисков и угроз со стороны ИИ.
Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»
В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.
С помощью ученых НИУ ВШЭ и Сбера преподаватели смогут повысить качество онлайн-обучения
Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка научились определять вовлеченность участников онлайн-мероприятий. Метод, основанный на анализе видео лица, помогает выявить, насколько слушатель заинтересован в материале. Научная статья о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной конференции по искусственному интеллекту в образовании — AIED 2024.
Вышка расширит сотрудничество с Агентством стратегических инициатив для разработки передовых решений
В Высшей школе экономики прошел День знакомства университета и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Стороны представили свои исследовательские и аналитические проекты и наметили направления совместной работы. Задача ученых и экспертов — повысить эффективность и ускорить внедрение в практику прорывных научных разработок по широкому спектру направлений — от экономических прогнозов до нейропротезирования.
Исследователи НИУ ВШЭ и Сбера добавят эмоций искусственному интеллекту
Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка разработали специальную систему, которая с помощью больших языковых моделей сделает искусственный интеллект (AI) более эмоциональным при общении с человеком. Синтезом AI-эмоций займутся набирающие популярность мультиагентные модели. Научная работа о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной совместной конференции по искусственному интеллекту — IJCAI 2024.
Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности
«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.