Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога
22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.
Одним из ключевых активити стал психологический speed dating, в котором приняли участие психологи, психотерапевты, психиатры, семейные терапевты, гештальт-терапевты, когнитивно-поведенческие терапевты, экзистенциальные терапевты и психоаналитики. Участники смогли пообщаться с ними и узнать о своем состоянии, а также выбрать наиболее подходящий метод для дальнейшей терапии.

«Мы решили организовать такой формат общения, когда много психологов разных направлений сидят в одном пространстве, к ним можно подойти и задать вопросы, а специалисты расскажут, как с этой проблематикой можно работать, на что нужно обратить внимание», — объяснила Дина Зафесова, ведущий психолог Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ.
Она также отметила, что каждый сам определяет для себя, насколько ему важно обратиться к психологу. «Если у человека есть ощущение, что он с чем-то не справляется, то одним из возможных путей решения может быть помощь такого специалиста, — сказала Дина Зафесова. — Но есть люди, которые сами могут справиться со своими проблемами, есть люди, у которых имеется широкий круг поддержки».

Ахнур Хажыбек планирует поступать в магистратуру по направлению «Психология». В этом году она проходит подготовительный курс, решила принять участие в Дне психолога в Вышке, чтобы ближе познакомиться с университетом. «Я пришла сегодня, потому что это и мой профессиональный праздник, — говорит Ахнур. — Хотелось бы познакомиться со студентами, которые здесь уже обучаются на психологии, спросить, какие книги стоит прочитать, как готовиться. Мне интересны направления по индивидуальной психологии, консультированию и когнитивной психологии».

Батжаргал Ганболор — студентка 3-го курса по направлению «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Ее заинтересовал формат университетского Дня психолога. «Ранее у меня не было опыта общения с таким специалистом, я хотела пойти на прием в сентябре, но не получилось. Я же иностранка, у меня есть барьер: смогу ли я общаться с психологом на неродном языке. Но сегодня я рада, что это получится сделать», — поделилась Батжаргал.
На Дне психолога в НИУ ВШЭ также состоялись лекции по самым разным темам. Например, Екатерина Каширская, кандидат психологических наук, старший преподаватель и научный сотрудник департамента психологии НИУ ВШЭ, и Татьяна Юдина, кандидат психологических наук, научный сотрудник департамента психологии НИУ ВШЭ, рассказали о внутренней мотивации и путях преодоления творческого кризиса.
«Мотив — это не просто какая-то мечта, а уже четко определенная потребность, когда мы понимаем, для чего мы стартуем, и начинаем ту или иную деятельность. Если мы не можем ответить на вопросы “для чего?” и “зачем?”, мы ходим вокруг да около. И как раз мотивация помогает нам разобраться в ситуации», — отметила Екатерина Каширская. Психика человека устроена уникальным образом, добавила она: «Мы даже часто получаем удовольствие еще до получения конкретного результата, это предвосхищение». Эксперт уверена, что «лень — это отсутствие мотивации, это значит, что человек делает что-то не для себя лично».
Татьяна Юдина подробно рассказала о креативности, которая на самом деле связана не только со сферой искусства, она имеет место во многих видах профессиональной деятельности. «Существует модель креативности, которая называется “4C”, — говорит Татьяна Юдина. — Когда мы говорим про какие-то выдающиеся произведения искусства, то это то, что ученые называют Big-C — это что-то новое для человечества. Но есть и три других уровня: Mini-C (когда человек осваивает что-то новое для себя), Little-C (когда человек делает что-то новое для ближайшего окружения) и Pro-C (для профессионального окружения)».
Нина Кобзарь, студентка магистратуры ОП «Консультативная психология. Персонология» ВШЭ, выступила с лекцией о манипуляциях и манипуляторах, а Елизавета Белозерова, студентка магистратуры ОП «Позитивная психология» НИУ ВШЭ, говорила об оптимизме и о том, где его найти.
День психолога отметили и на факультете социальных наук ВШЭ в здании университета в Армянском переулке. Департамент психологии организовал лекции, мастер-классы, а также круглый стол о будущем психологии.
Лекцию по истории вышкинской психологии провел кандидат психологических наук, доцент, академический руководитель ОП «Психология» ВШЭ Александр Вечерин.
С лекцией «Насколько когнитивная нейронаука далека от психологии?» выступил кандидат биологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии ВШЭ Василий Ключарёв.
Ведущим тематической интеллектуальной викторины «Что? Где? Когда?» стал стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов ВШЭ Тимофей Березнер.
Семинар «Что делать со сложными клиентами?» провела Анастасия Исаева, кандидат психологических наук, заместитель руководителя Центра фундаментальной и консультативной персонологии, академический руководитель ОП «Консультативная психология. Персонология» ВШЭ.
Мастер-класс «Современный эффективный коучинг» организовала Наталья Антонова, кандидат психологических наук, доцент, руководитель НУГ «Психология организационной коммуникации», член экспертного совета секции «Коучинг» Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.
Вам также может быть интересно:
Ученые НИУ ВШЭ исследуют изменения финансовой архитектуры российских компаний с 2022 года
В издательстве НИУ ВШЭ вышла книга «Российские корпорации на пути к антихрупкости. Финансовая архитектура компаний» под редакцией Ирины Ивашковской, ординарного профессора, руководителя Школы финансов НИУ ВШЭ, Ярослава Кузьминова, научного руководителя НИУ ВШЭ, Ровшана Алиева, президента «Экосистемы МТС». В ней собраны результаты второго этапа масштабного исследования процессов адаптации российского бизнеса к шоковым изменениям, вызванным санкционными ограничениями, и новых практик российских корпораций.
Человекоцентричность в здравоохранении: новая модель управления персоналом в медицинских организациях
Лаборатория человекоцентричности и лидерских практик (Лаборатория ЧИЛ) НИУ ВШЭ реализует прикладные научно-исследовательские проекты, призванные сделать систему здравоохранения человекоцентричнее. Один из них, проект «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения», направлен на внедрение человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях.
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ стал лауреатом премии «AI Олимп»
«AI Олимп» оценивает разработки в области искусственного интеллекта и является продолжением проекта Digital Leaders, который более 10 лет освещает лучшие достижения в области цифровизации, онлайн-сервисов и диджитал-решений.Онлайн-кампус НИУ ВШЭ стал победителем номинации «Платформа года» в категории «Персонализированные обучающие платформы». Среди лауреатов премии — Сбер, «Гемотэк», RuStore, «Норникель», «Авито» и другие крупные компании.
Ученые ВШЭ рассказали, как определить важные для речевой функции области мозга при операциях
Сотрудники Центра языка и мозга НИУ ВШЭ провели школу по трактографии — методу, который позволяет «увидеть» важнейшие связи в мозге и помогает хирургам избежать повреждений критически важных для речевой функции областей во время операции. Участниками курса стали нейрохирурги и радиологи из Москвы и других регионов страны, интересующиеся методами предоперационного картирования речи.
Онлайн-кампус ВШЭ запускает образовательный портал для повышения технологической грамотности россиян
Онлайн-кампус Высшей школы экономики открывает портал «Вышка.Тех» для специалистов, желающих научиться органично интегрировать передовые технологии в рабочие процессы. Функционал сайта объединяет в себе экспертизу академического сообщества и представителей рынка, обеспечивает пользователей практико-ориентированными материалами от ведущего вуза страны.
Рейтинг вузов Forbes: у НИУ ВШЭ — лучшая репутация среди работодателей
22 мая Forbes Education представил обновленный рейтинг 100 лучших университетов России на 2025 год. Высшая школа экономики сохранила 2-е место, зарекомендовав себя как университет с самым высоким уровнем репутации среди работодателей. В топ-20 вошли 12 московских вузов, три университета из Санкт-Петербурга, два — из Татарстана и по одному учебному заведению из Свердловской, Новосибирской и Томской областей.
Ученые разработали эффективные лазеры размером с пылинку
Исследователи НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге нашли способ создать эффективные микролазеры диаметром всего 5–8 микрометров. Они работают при комнатной температуре, не требуют охлаждения и могут встраиваться в микросхемы. Ученые использовали эффект шепчущей галереи для удержания света и буферные слои для снижения утечек энергии и напряжений. Подход перспективен для интеграции лазеров в чипы, сенсоры и квантовые технологии. Исследование опубликовано в «Письмах в Журнал технической физики».
НИУ ВШЭ и Сычуаньский университет подписали соглашение о сотрудничестве
20 мая НИУ ВШЭ с официальным визитом посетила делегация Сычуаньского университета во главе с ректором господином Ван Цзиньсун. В ходе встречи было заключено соглашение о сотрудничестве между вузами.
Интерактивные занятия, тематические квизы, новые партнерства: делегация Вышки в Монголии
Представители Высшей школы экономики побывали в столице Монголии Улан-Баторе. Визит был посвящен развитию сотрудничества в сфере образования и науки, а также знакомству монгольских школьников и студентов с возможностями обучения в одном из ведущих университетов России.
Первый цифровой тест для оценки навыков чтения у взрослых доступен на RuStore
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ разработал первый стандартизированный инструмент для оценки навыков чтения на русском языке у взрослых — тест «ЛексиМетр-В». Теперь он доступен в цифровом формате на платформе RuStore. Это приложение позволяет быстро и эффективно диагностировать нарушения чтения, включая дислексию, у людей в возрасте от 18 лет и старше.