• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

© iStock

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Проект «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях» поддерживает инициативы сотрудников Высшей школы экономики, стремящихся использовать современные технологии для повышения качества образовательного процесса и научных исследований. Проект реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Редизайн курса «Венчурный капитал» с помощью элементов ИИ

Александр Семенов, доцент Школы финансов факультета экономических наук, поделился опытом использования искусственного интеллекта для редизайна курса «Венчурный капитал». Одной из основных задач, решаемых с помощью ИИ, стало повышение информированности студентов о рынке финансовых инвестиций и инновационного бизнеса.

Александр Семенов

Для этого был разработан виртуальный ассистент на базе бота-психолога Анны, который взаимодействует со студентами, помогает отвечать на сложные вопросы и улучшать психологическую подготовку к взаимодействию с инвесторами. Использование ассистента позволило повысить качество подготовки студентов и предоставило новые инструменты для обсуждения психологических аспектов предпринимательства.

ИИ-симулякры для курса о фиджитал-искусстве

Евгения Евпак, стажер-исследователь Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и приглашенный преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, представила проект по внедрению ИИ-симулякров для курса о фиджитал-искусстве.

Евгения Евпак

Основная идея проекта заключалась в создании виртуальных аватаров исторических личностей, таких как Платон, Жан Бодрийяр и Вольфганг Амадей Моцарт, которые используются для образовательных диалогов со студентами. Эти аватары были созданы с помощью нейросетей Hedra и GigaChat, что позволило интегрировать элементы геймификации в образовательный процесс и получить интерактивную среду для изучения фиджитал-искусства и его теоретических основ. Такой подход не только позволит экономить время на создание обучающих видеоматериалов, но и сделает обучение более увлекательным для студентов.

ИИ-инструменты для обучения иностранным языкам

Наталья Ряпина, старший преподаватель департамента иностранных языков пермского кампуса НИУ ВШЭ, рассказала о своем опыте применения ИИ для обучения иностранным языкам.

Наталья Ряпина

Основной акцент был сделан на использовании мультимодальных ИИ-инструментов, таких как Gamma и EdrawMind, которые помогают адаптировать учебные материалы и улучшить их восприятие студентами. Генерация различных форматов контента (видео, аудио, текст) с помощью искусственного интеллекта удовлетворяет потребности учащихся с различными стилями обучения: они сильнее вовлекаются в образовательный процесс и глубже погружаются в материал.

Внедрение ИИ в образовательную деятельность

Ксения Фимина, старший преподаватель департамента прикладной математики НИУ ВШЭ, продемонстрировала, как искусственный интеллект может оптимизировать процесс создания образовательных материалов.

Ксения Фимина

В своей работе она использует такие ИИ-инструменты, как Narakeet и invideo AI, что позволяет сокращать время на создание видеоматериалов презентационного качества более чем в 10 раз. Инструменты ИИ предоставляют преподавателям широкий набор готовых шаблонов и идей для визуального представления лекционного материала, помогая делать образовательный процесс более наглядным и понятным для студентов. Также Ксения Фимина использует нейросетевые технологии в разработке цифрового помощника для врачей-исследователей в рамках проекта «Smart-Медицина».

Использование ИИ-технологий для изучения нарративной структуры текста

Маргарита Фабрикант, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Экспертного института, представила результаты исследования по применению инструментов ИИ для анализа эмоциональной тональности текста и изучения нарративной структуры.

Маргарита Фабрикант

В рамках проекта был использован анализ эмоциональной динамики на основе библиотеки NLTK для изучения древнего эпоса о Гильгамеше. Исследование выявило закономерности в эмоциональной структуре текста, подтвердив гипотезы о нарастании и снижении эмоциональной интенсивности в ключевые моменты нарратива. Проект Маргариты Фабрикант демонстрирует возможности применения ИИ-технологий для объективного анализа сложных текстов, что имеет большое значение для проведения гуманитарных исследований.

Программу повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях» реализуют Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ и  Корпоративная академия (ранее - Центр повышения квалификации) ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Трехкилограммовый рюкзак, кошка и кринж: как сделать статистику увлекательной

В прошлом учебном году предмет «Вероятность и статистика» стал обязательной частью математики для 7–11-х классов. В его рамках школьники учатся читать информацию в таблицах и диаграммах, интерпретировать числовые данные, находить вероятности случайных событий. Вышка разработала инновационную методику, позволяющую сделать обучение более эффективным, и объявляет набор на программу повышения квалификации для преподавателей этого предмета.

«Когда мир стремительно меняется, важно искать инструменты управления изменениями»

В начале апреля в Высшей школе экономики в Москве состоялась XIX Всероссийская научная конференция с международным участием «Параллельные вычислительные технологии» (ПаВТ). Конференция ПаВТ — ежегодное научное мероприятие, которое проводится в крупных научных центрах России. Форум в НИУ ВШЭ объединил более 200 ученых из пяти стран. Участники конференции представляли 55 организаций из 28 городов, в том числе 15 институтов РАН и НИИ, 30 университетов, 8 предприятий ИТ-индустрии и 2 промышленных предприятия.

ВШЭ — лидер конкурсного отбора Минцифры России по подготовке кадров в области ИИ

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Аналитический центр при Правительстве РФ завершили конкурсный отбор вузов, которые в 2025–2030 годах займутся подготовкой специалистов в сфере искусственного интеллекта. По итогам конкурсного отбора по программам высшего уровня «ТОП ДС» первое место заняла Высшая школа экономики.

Искусственный интеллект помогает точнее прогнозировать риски сложных заболеваний

Разработанные в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ нейросетевые модели значительно улучшают прогнозирование риска ожирения, диабета первого типа, псориаза и других многофакторных заболеваний. Совместное исследование с компанией Genotek показало, что алгоритмы глубокого обучения эффективнее традиционных методов, особенно при сложных взаимодействиях генов (эпистазах). Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Medicine.

Искусственный интеллект может стать катализатором устойчивого развития

Искусственный интеллект трансформирует все сферы жизни, расширяя наши возможности и границы. В то же время технологии бросают человечеству новые вызовы, связанные с безопасностью, этикой и защитой окружающей среды. На сегодняшний день каждая нейросеть оставляет за собой большой углеродный след. Однако при грамотном управлении ИИ может принести пользу планете и стать залогом устойчивой экономики будущего. Об этом рассказал научный руководитель Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Панос Пардалос в рамках XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

В Вышке создали собственную MLOps-платформу

Ученые НИУ ВШЭ создали MLOps-платформу SmartMLOps. Она предназначена для исследователей в области искусственного интеллекта, которые хотели бы превратить свое изобретение в полноценный сервис. В будущем на платформе могут быть развернуты ИИ-помощники для упрощения образовательного процесса, оказания медицинской помощи, консультирования и решения многих других задач. Создатели ИИ-технологий смогут получить готовый к работе сервис в течение считанных часов. На суперкомпьютере Вышки этот сервис может быть запущен в несколько кликов.

«От нашей общей работы зависит будущее»: что несет человечеству развитие ИИ

Какие перспективы и вызовы для человечества несет развитие технологий искусственного интеллекта? Как его используют ученые? Каким будет мир, где доминирует ИИ? Эти и другие темы обсудили эксперты на форсайт-сессии «Будущее исследований в сфере искусственного интеллекта», которая прошла в НИУ ВШЭ.

ИИ позволит точно моделировать производительность систем хранения данных

Исследователи факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ разработали новый подход к моделированию систем хранения данных на основе генеративных моделей машинного обучения. Он позволяет с высокой точностью предсказывать ключевые характеристики работы таких систем при различных условиях. Результаты опубликованы в журнале IEEE Access.

ИИ в образовании: как преодолеть соблазн готовых решений

Искусственный интеллект уже стал обыденностью для молодежи: как показал опрос, около 87% студентов ведущих вузов используют ИИ в процессе обучения. Большая часть из них отметила, что он помогает им экономить время, при этом они проверяют сделанную ИИ работу. Результаты исследования были представлены на конференции по анализу данных и технологиям ИИ Data Fusion. В ее работе приняли участие научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и другие эксперты Вышки.

Большинство студентов не верят, что ИИ сможет заменить их на работе

Большинство студентов считают, что ИИ не сможет заменить их на работе в ближайшие десять лет. Низким такой риск называют 27,2% респондентов, 41,5% — крайне маловероятным. Эти оценки были получены НИУ ВШЭ в ходе опроса 4200 студентов в 2025 году. Они приводятся в докладе «Эпоха больших языковых моделей: почему они все еще не профессионалы», подготовленном научным руководителем НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и старшим преподавателем кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Екатериной Кручинской. Доклад был представлен на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая проходит с 15 по 18 апреля в НИУ ВШЭ.